Административное правонарушение – что сделать необходимо?
Если у вас произошла данная ситуация и Вы считаете себя не виновным. Если у Вас присутствует свидетель, который также это видел и готов дать показания на суде в вашу защиту о том, что сотрудники ГИБДД превысили свои полномочия, необходимо записать данные свидетеля в протокол. В протоколе указать фамилии, имена, телефоны свидетелей и попросить сотрудников ГИБДД, чтобы они тоже поставили свои подписи.
Еще два момента, которые желательно отметить в протоколе, это свое несогласие с действиями сотрудников госинспекции и отметку о том, что вы недостаточно компетентны в юридических процедурах. Конечно, если это имеет место. Можно написать например фразу: “требую предоставления юридической помощи” или аналогичную. Эта отметка в протоколе, позволит вам и вашим юридическим представителям в дальнейшем указывать на недостаточность информации при составлении протокола и обжаловать действия инспектора если он нарушал процессуальные нормы составления документов.
Привлечение свидетелями сотрудников ГИБДД
Для того чтоб зафиксировать пояснения сотрудников ГИБДД относительно данного дела, можно дополнительно потребовать объяснение от них и приобщить к данному административному производству. Чтобы в последующем доказательства вашей правоты были чем-то подтверждены, а не были просто голословным пояснением. Конечно, добиться от сотрудников подобного действия подчас нелегко, так как ваше требование должно сопровождаться веским юридическим обоснованием. В частности отсылкой на соответствующие статьи КОАП.
Свидетели в административном протоколе
В большинстве случаев свидетелями могут быть не только незаинтересованные лица, то есть прохожие или водители других транспортных средств проезжавших мимо, но также и Ваши близкие родственники, присутствовавшие в машине. Или Ваши знакомые которые сидели на заднем сиденье автомобиля и наблюдали за происходящим. То есть исключить их в качестве свидетелей нельзя, хоть они и имеют какое-либо отношение к вам. Но, так как эти люди тоже свидетели происходящего, они могут иметь ценную информацию, в случае возникновения спора с сотрудниками ГИБДД относительно знаков дорожного движения или разметки.
Видеосъемка при составлении административного протокола
Свидетелям и водителю рекомендуется производить собственную фото и видеосъемку, которая зафиксирует правонарушение. Видео и фотосъемку обязательно нужно включить в акт сотрудников ГИБДД и в свой собственный акт. В случае, когда одна из сторон не согласна на проведение фотосъемки, к ней можно привлечь третьих лиц. Также третьи лица привлекаются, если водитель сам хочет участвовать в съемке, показывая место происшествия и давая какие либо пояснения уже в ходе составления протокола об административном нарушении.
В дополнение к этому материалу, по вопросам возникающим у наших клиентов – мы сделали статью “Оформление административного правонарушения” в которой разобрали дополнительно некоторые моменты связанные в административными правонарушениями.
Дополнительные признаки, определяющие состав административного правонарушения
При сложном процессе административного производства российское следствие пользуется двумя дополнительными признаками:
- Обязательные признаки, которые анализируют само незаконное действие и общественно-вредные его последствия, установление результатов деятельности нарушителя в обход ограничивающих данные действия законов и доказательства этих фактов.
- Факультативные признаки — вспомогательные критерии, помогающие более достоверно выбрать факты и определить состав правонарушения. К данным признакам относится локация, временной промежуток, погодные условия и прочие обстоятельства, так или иначе повлиявшие на умысел совершения деяния.
Сбор доказательств — допрос свидетелей.
Таким образом, можно сделать вывод, что определение состава административного правонарушения — это невероятно долгий, сложный и кропотливый процесс правового поля, имеющий сложную структуру и требующий непосредственного участия большого количества должностных лиц и повышенной ответственности для принятия справедливого решения по делу, когда все виновные должны быть наказаны, а невиновные оправданы и реабилитированы.
Привлечение к административной ответственности
Начнем с того что привлекать к административной ответственности за правонарушение могут как физических лиц так и юридических. Защиту необходимо будет выстраивать отдельно в каждом случае. Исходя из доводов, которые применимы в частых случаях встречающихся в практике любого адвоката, административная ответственность в случае нарушения правил дорожного движения самое массовое явление.
Если водитель не виновен в нарушении
Любой водитель зачастую нарушает правила дорожного движения. Но что делать, когда водитель не нарушил правила, но его считают виновным и пытаются лишить водительских прав? Как поступить в данной ситуации, что сказать сотруднику ГИБДД. Как проводить защиту в рамках судебного процесса по делу, если его не избежать? Давайте рассмотрим подробнее эти вопросы и начнем с того, что ни в коем случае не стоит делать.
Особенности административной ответственности
Применение таких санкций за соответствующие проступки имеет ряд отличительных черт. К ним относятся:
- Данный вид ответственности подразумевается лишь за правонарушения административного характера. Объектом административного права являются отношения в государственном управлении, а также иные виды. Сюда можно отнести правонарушения в налоговой, таможенной сфере, вопросы защиты собственности, охраны прав граждан, природы и окружающей среды, торговли и т. д.
- Использование административного права в качестве взыскания за совершение этого особого вида проступка. Они являются не столь опасными, как уголовные правонарушения, но случаются в разы чаще. Особенность заключается не в характере и составе проступка, а в их частоте совершения.
- Отличается также тем, что состав правонарушения является субъектным. Это значит, что в качестве субъектов могут выступать также юридические лица, представленные различными предприятиями и организациями.
- Административная ответственность является воздействием, которое осуществляет уполномоченный орган власти на гражданина, который совершил проступок. Его предназначение – воспитать в виновном уважение закона и порядка, а также в предохранении от повторения противоправных действий как лицами, которые ранее привлекались, а также другими лицами.
- Различные нарушения норм административно-правового характера подразумевают другие пути ответственности за них. Согласно пункту «К» части один, статьи семьдесят два Конституции Российской Федерации законодательство административного и административно-правового характера, так же как и административная ответственность, подвергаются контролю государства и его субъектов. Согласно статье 1.1 КоАП она характеризована множеством органов государственного управления, которые уполномочены к её установлению. Сюда относятся законодательные органы.
Составление протокола административного правонарушения
Чем отличается событие правонарушения от состава ?
СОБЫТИЕ ИЛИ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ. ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАЖДЫЙ ПУНКТ. 1. Отсутствие события правонарушения означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения. Если инспектор ГИБДД остановил вас и проверил документы, талон техосмотра, страховку и, не зная, к чему еще придраться, сообщает вам, что вы якобы вы совершили обгон и выехали на полосу встречного движения. Однако никаких доказательств этого нет зафиксировано. Водителя автомобиля, который вы якобы обогнали, никто не остановил и не опросил, даже номер автомобиля не зафиксирован. Вы можете смело утверждать, что отсутствовало событие правонарушения. При обжаловании факта превышения скорости вы также можете ссылаться на отсутствие события (подчеркиваю, события, а не состава) правонарушения, в виду отсутствия вообще каких бы то ни было доказательств, за исключением измерения скорости с помощью видеокамер. Хотя в этом случае необходимо доказать, что это именно ваш автомобиль, за рулем именно вы, что видеокамера – измерительный прибор, поверенный согласно действующей методики Ростехрегулирования.. 2
Что же такое отсутствие состава правонарушения? Это означает, что, хотя правонарушение и было (в отличие от события – его не было), в этом событии отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав правонарушения, который включает четыре составляющих: объект – соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правонарушение, объективная сторона – конкретные действия, нарушающие установленные правила, субъект – конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством; субъективная сторона – отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности
Событие административного правонарушения
Административное правонарушение — это противозаконное, виновное деяние или отсутствие борьбы юридического и физического лица против преступления, с установленным общеадминистративным наказанием. Объектами такого преступления могут являться собственность, здоровье, ценное имущество, общественная нравственность, культура или социальный/организационный порядок, экология и т.д.
Важно знать и понимать о том, что отличие административного проступка (правонарушения) от преступления заключается в их совершении: наносимом суммарном существенно-опасном объеме вреда, который по уголовному кодексу не обладает признаком общественной опасности. Например, нарушение авторских прав может признаваться по законодательству преступлением, а может правонарушением
Это зависит от объема причиненного вреда и других обстоятельств определенного происшествия.
Проводится обычно расследование на протяжении одного месяца, в некоторых случаях обвиняемый может подать ходатайство, что может растянуть процесс еще от месяц и до полугода, если связано с таможней. Для вынесения решения о начале расследования участникам и соучастникам, которые обвиняются, зачитываются все права и их обязанности. В конце расследования предоставляется протокол и выносится приговор о прекращении расследования.
Административное нарушение: Поиск новых доказательств Вашей невиновности.
Многие водители используют видео-регистраторы, которые фиксируют события. Можно найти водителей других проезжавших мимо транспортных средств, которые предоставят вам видео с фиксацией происшествия. Данные средства являются новыми доказательствами. При этом, появление новых доказательств и свидетельских показаний в деле способно кардинально повлиять на ситуацию. Ведь чем больше материалов будет у суда, тем объективнее он сможет принять свое решение.
Ходатайство о приобщении новых доказательств суду
Ходатайство о приобщении новых доказательств, а также их непосредственного исследования проходят в ходе судебного заседания. В случае если эти новые доказательства Вы не можете представить самостоятельно, например: эта камера наружного наблюдения в магазине который находился вблизи, Вы можете потребовать сделать судебный запрос для исследования видеозаписи с данной камеры.
По судебному запросу видео с камеры будет истребовано у предпринимателя и представлено в адрес суда для его непосредственного исследования. В следующее судебного заседания, которое будет назначено на определенную дату, это доказательство будет исследовано И помните: если решение суда будет отрицательным, то у Вас есть право на защиту предусмотренное конституцией.
Место совершения административного правонарушения
Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:
- где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
- для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
- в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).
Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).
Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.
Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).
Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.
Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.
Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как уголовное.
Чем отличается событие от состав административного правонарушения?
Российское законодательство предусматривает несколько оснований, при наличии которых производство по административному делу подлежит прекращению.
В число таких оснований входят отсутствие события или состава правонарушения.
Ясное понимание того, что означает каждая из этих категорий, в чем их сходство и различие важно для правильной квалификации проступка, а также для избрания вида наказания, соответствующего тяжести совершенного нарушения
Событие как категория административного производства
В отечественных правовых актах не встречается точного юридического определения данного понятия. Статья 26.
1 КоАП Российской Федерации лишь указывает на необходимость обязательного установления его наличия при производстве административного дела.
Однако анализ законодательных актов, судебной практики, научных работ в области юриспруденции позволяют выделить несколько признаков, характеризующих его как самостоятельную категорию в административном производстве:
- Подтвержденный факт его возникновения и существования в материальном мире.
- Произошло ли в результате деятельности человека или в как проявление природных сил.
- Время возникновения, место, наступившие общественно вредные последствия.
- Связь между противоправным поведением лица и наступившими общественно вредными последствиями.
- Нарушается ли какое-либо общественное отношение, которое находится под охраной законодательства об административных проступках.
Таким образом, событие административного правонарушения – это его внешнее, фактическое проявление в окружающем материальном мире. Возникает лишь вследствие действия или бездействия лица. В ходе его происходит нарушение (посягательство на нарушение) охраняемых законом правоотношений.
Сходство и взаимосвязь
При внимательном изучении структуры и внутреннего содержания рассматриваемых категорий можно отметить схожесть некоторых признаков и их определенную взаимосвязь.
Так, событие характеризуется способом совершения, местом, временем, наступившими последствиями. Эти же составляющие образуют объективную сторону проступка. Необходимым признаком события является нарушение какого-либо общественного отношения, охраняемого законодательством. Другими словами, должен быть объект нарушения права.
Таким образом, в событии правонарушения находят свое отражение элементы его состава: объективная сторона противоправного деяния (время, место, способ и другие обстоятельства) и его объект.
Различие и значение
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону.
Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку.
Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи. Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения.
Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.
5 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава.
С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий.
Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения
Понятие событие административного правонарушения это
Тем не менее, формально-юридически в настоящее время к федеральным административным правонарушениям относятся те, что определены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее сокращенно – КоАП). В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1.1 КоАП субъекты РФ вправе устанавливать и дополнительные административные правонарушения на своей территории.
Статья 2.2 КоАП РФ предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Как определœено в ч
1 ст. 2
Как определœено в ч. 1 ст. 2.
2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ч. 2 ст. С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что при производстве по делам соответствующие должностные лица и судьи в подавляющем своем большинстве не мотивируют должным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения.
А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяется в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответственности или о переквалификации действий лица, прислекаемого к административной ответственности.
Признаки административного правонарушения
В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Понятие, состав административного правонарушения, его элементы
е.
умышленно или по неосторожности; наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:
- объект административного правонарушения; объективная сторона административного правонарушения; субъект административного правонарушения; субъективная сторона административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Особенная часть КоАП РФ в названиях гл.
В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении(п. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.
Отличие состава правонарушения от события
ООО «Агропромышленная фирма “Колос”» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Тимашевского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее — административный орган) от 27.
– противоправность (совершении деяния, нарушающего (или не исполняющего) нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т.
д.), которые охраняются мерами административной ответственности); Законодатель не называет правонарушения, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями, в то же время вред законным интересам граждан, общества и государства от очевиден.6 ст.
Административное правонарушение
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Отсутствует состав административного правонарушения
Отсутствие события административного правонарушения, согласно п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из общетеоретических положений с точки зрения его состава включает в себя объект (общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные деяния, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъект правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е.
Родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, характеризуемые едиными признаками и складывающиеся в определенной сфере деятельности (например, область дорожного движения; общественный порядок и общественная безопасность; порядок управления и т.д.).
Родовой объект указывается в названии главы особенной части КоАП РФ. Непосредственный объект — часть родового объекта, представляющая собой общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и указывается или подразумевается в названии статьи особенной части КоАП РФ.
Необходимое основание, т.
е. отсутствие хотя бы одного элемента состава, свидетельствует о том, что деяние нельзя признать правонарушением и соответственно привлекать лицо к административной ответственности. Достаточное основание означает, что для констатации деяния в качестве правонарушения необходимо установить все элементы состава и не требуется установления иных признаков.
Отсутствие события административного правонарушения
Наиболее характерным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, являются признаки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния.
Имеются в виду либо недостижение физическим лицом возраста, с которого наступает административная ответственность, либо его невменяемость. Кодекс Российской Федерации об правонарушениях, в ст.
Событие или состав административного правонарушения водителя?
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 2.
В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.
Статья 24
признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела; Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений .
1) Отсутствия СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного ( например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения! При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события.
а не состава)
Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета.
Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.
Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст.
References
- Vasil’ev F.P. Dokazyvanie po delu ob administrativnom pravonarushenii: Dis. … dokt. yurid. nauk. M., 2005.
- Vladimirov L.E. Uchenie ob ugolovnykh dokazatel’stvakh. SPb., 1910.
- Gorskii G.F. Problemy dokazatel’stv v sovetskom ugolovnom protsesse / G.F. Gorskii, L.D. Kokorev, P.S. El’kind. Voronezh: VGU, 1978.
- Davletov A.A. Osnovy ugolovno-protsessual’nogo poznaniya. Sverdlovsk, 1991.
- Dudaev A.B. Dokazatel’stva v proizvodstve po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 1999.
- Korneev G.P. Metodologicheskie problemy ugolovno-protsessual’nogo poznaniya. Nizhnii Novgorod, 1995.
- Kommentarii k KoAP RF pod obshchei redaktsiei N.G. Salishchevoi. 7 izdanie.
- Lazareva V.A. Dokazyvanie v ugolovnom protsesse: Uchebno-praktich. posobie. M.: Vysshee obrazovanie, 2009.
- Levchenko O.V. Obstoyatel’stva, ustanavlivaemye po ugolovnomu delu. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. T. 2. N 30-1.
- Mikhailovskaya I.B. Nastol’naya kniga sud’i po dokazyvaniyu v ugolovnom protsesse. M.: TK Velbi; Prospekt, 2008.
- Pobedkin V.A. Ugolovno-protsessual’noe dokazyvanie. M., 2009.
- Pekov A.A. Dokazatel’stva i dokazyvanie po delam ob administrativnykh pravonarusheniya: Dis. … kand. yurid. nauk. Volgograd, 2000.
- Strogovich M.S. Kurs sovetskogo ugolovnogo protsessa. M., 1968. T. 1.
- Teoriya dokazyvaniya v ugolovnom sudoproizvodstve / Belkin A.R. M.: Norma, 2005.
- Treushnikov M.K. Sudebnye dokazatel’stva. М., 1999.
- Teoriya dokazatel’stv v sovetskom ugolovnom protsesse // Pod red. prof. N.V. Zhogina. M., 1973.
- Ugolovno-protsessual’noe pravo Rossiiskoi Federatsii / Pod red. P.A. Lupinskoi. M.: Yurist’, 2004.
- Sheifer S.A. Dokazatel’stva i dokazyvanie po ugolovnym delam: problemy teorii i pravovogo regulirovaniya. M.: Norma, 2009.