Дополнительный комментарий к ст. 24 ГПК РФ
В ст. 24 ГПК РФ в действующей редакции закреплено принципиальное правило определения родовой подсудности дел: все дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, подсудны в качестве суда первой инстанции районному суду, за исключением дел, подсудных другим судам системы судов общей юрисдикции, т.е. мировым судьям, военным судам, верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, автономных округов и автономной области, а также Верховному Суду РФ.
Родовая подсудность устанавливается не только указанными статьями ГПК. Она может быть установлена также федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
Таким образом, если нормами ГПК, федеральных конституционных законов, других федеральных законов для данного дела не установлена иная родовая подсудность (мировому судье, военному суду, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, автономного округа, автономной области, Верховному Суду РФ), то оно подсудно районному суду.
Указанное правило определения родовой подсудности необходимо применять с учетом правила, установленного в ст. 12 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и в ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»: до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, отнесенные к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов.
Дела, находящиеся в производстве районного суда на момент назначения (избрания) на должность мирового судьи, не могут быть переданы ему для дальнейшего рассмотрения. Рассмотрение этих дел должно быть завершено в районном суде (см. комментарии к ст. ГПК).
Судебная подведомственность дел
Включает несколько видов:
- исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда. Принятие решения иным органом исключено. Например, о восстановлении на работе, о признании членом семьи нанимателя.
- альтернативная, когда дело рассмотрит по существу один из органов по выбору заявителя. Например, суд либо Государственная инспекция труда. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. Когда заинтересованное лицо сначала обращается в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
- договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
- императивная (условная) подведомственность дел, когда закон предусматривает строгий порядок разрешения спора. А именно соблюдение досудебного порядка. И если заинтересованное лицо нарушит такой порядок и обратится сразу в суд, то последует возвращение иска.
Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении правил подведомственности, суд вернет иск. А если все-же примет его к производству, дело суд направит по подведомственности сам. Но это всегда означает увеличение общего срока рассмотрения спора. Что не всегда хорошо.
Следует заметить, при предъявлении в суд иска, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, только если разделение требований недопустимо иск рассмотрит суд общей юрисдикции.
Подведомственность дел арбитражному суду
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на
1) Исключительную (специальную);
Правила исключительной (специальной) подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.
2) Множественную.
Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:
- договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
- императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
- альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).
Критерии подведомственности дел арбитражным судам:
1) Характер или предмет дела – спор либо иное дело должны:
- носить экономический характер и
- быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.
2) Субъектный состав сторон:
Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
- РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане) – в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.
3) Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора
Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи.
4) Спорность либо бесспорность права
Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.
5) Характер нормативного акта
При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Дела, подсудные Верховному суду
С принятием нового закона ВС РФ получил более широкие полномочия. Приняв на себя обязанности арбитражного судебного органа, он может рассматривать и нарушения ГРК, ранее подсудные другой инстанции. В составе ВС находится Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, а также Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия.
Интересно! При ВС РФ работает Судебный департамент, специальный аппарат и Научно–Консультативный совет. Судебный департамент предназначен, чтобы обеспечивать деятельность общей юрисдикции, под которую подпадают все судебные органы, подотчетные Председателю Верховного суда и Совету Судей.
Пример широты полномочий данной инстанции после того, как был подписан Закон, вступивший в силу с первого января 2017, он может рассматривать дела и как первая инстанция, и как надзирающая за поданной жалобой, рассмотрение которой проходит в порядке поданной апелляции или кассации. Подавая протесты в Верховный суд, его Председатель, Генеральный прокурор и их заместители, обращаются к Верховному суду, как к высшей возможной организации, потому что они для него являются последней поднадзорной инстанцией.
Первый и главный суд Российской Федерации включает в себя судей, назначаемых в законодательном порядке Советом Федерации, но представлять кандидатуры может только Президиум РФ. Есть специальные законодательные акты, определяющие структуру, порядок назначения кадров и производимых кадровых перестановок. Гражданская, Военная коллегия и Кассационная палата могут содержать только высококвалифицированные и проверенные кадры. У каждого из подразделений свои четко оговоренные функции и обязанности, полномочия и возможности. Все это необходимо, чтобы обеспечить широту выполняемого круга обязанностей.
К обращению в Верховный суд прибегают тогда, когда есть необходимость пристального изучения деятельности нижестоящих судебных инстанций на предмет их беспристрастного и законного рассмотрения дела, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве.
НОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ:
- Статья 390.17 ГПК РФ. Вступление в законную силу определения судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления
- Статья 390.16 ГПК РФ. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 390.15 ГПК РФ. Полномочия судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 390.14 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке
- Статья 390.13 ГПК РФ. Пределы рассмотрения дела судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
Подведомственность дел судам общей юрисдикции
Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия судов одной системы по рассмотрению спора. Например, в системе судов общей юрисдикции – мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд.
Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тех дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассмотрят споры:
- сторонами которых выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений. Они не связаны предпринимательской деятельностью и не имеют такого статуса;
- о выдаче судебного приказа;
- дела особого производства;
- оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
- об исполнении решений иностранных судов.
В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.
Комментарий к статье 24 ГПК РФ в действующей редакции
В статье 24 ГПК РФ установлена подсудность гражданских дел районному (городскому) суду. Фактически большинство категорий гражданских дел рассматриваются именно этой судебной инстанцией. Именно поэтому, чтобы исключить пробелы в категориях дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции, конструкция статьи носит отсылочный характер.
При определении подсудности гражданских дел необходимо исключить подсудность мирового судьи, установленную статьей ГПК РФ, подсудность военных и иных специализированных судов, установленную статьей ГПК РФ, подсудность судов субъектов РФ, установленную статьей ГПК РФ, подсудность Верховного Суда РФ, установленную статьей ГПК РФ. Все оставшиеся дела относятся к подсудности районных судов.
Наибольшую сложность вызывает разграничение подсудности между мировыми судьями и районными судами, поскольку конструкция закона в этой части не до конца сформирована, законодатель периодически вносит изменения в целях равномерного распределения нагрузки между судами.
При возникновении вопросов о разграничении подсудности следует обратиться к позиции Верховного Суда РФ, которая содержится в его судебных постановлениях, постановлениях Пленума, обзорах судебной практики.
При наличии затруднений в определении подсудности между мировыми судьями и районным судом оптимальным вариантом представляется подача искового заявления именно в районный суд. В этом случае при возвращении искового заявления в порядке статьи ГПК РФ суд укажет, к какому мировому судье стоит обращаться с этим иском. Как правило, после этого мировые судьи принимают исковое заявление к своему производству без вопросов.
Что касается районных судов, следует отметить, что в Российской Федерации принято административно-территориальное определение их юрисдикции. Как правило, в каждом административно-территориальном образовании (городе, районе, районе в большом городе) действует свой суд. Соответственно и названия судов зависят от их юрисдикции. Если суд расположен в городе — он называется городским, если в районе — районным. Зачастую суды могут распространять юрисдикцию и на территорию города, и на территорию соответствующего района.
Найти районный суд, которому подсудно соответствующее дело, на сегодняшний день не сложно. У каждого суда есть свой сайт в сети Интернет, который содержит информацию о территориальной подсудности дел. Также эту информацию можно получить в Управлении Судебного департамента соответствующего субъекта РФ.
Высшее звено судов общей юрисдикции
Высшее звено — это Верховный суд РФ.
- Пленум (не обладает полномочиями по осуществлению правосудия);
- Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
- Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
- Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
- Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. – то же));
- Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).
Подробнее
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
- утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
- утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
- рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
- заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.
- рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
- рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- обобщают судебную практику;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Судебная практика по ст. 26 ГПК
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 53-КГ18-15
Обстоятельства: Определением производство по делу об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд, ссылаясь на то, что приобретенное истцом имущество не относится к тому, которое обычно используется для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд, не учел то, что в отличие от положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, определяющих критерии потребительских отношений, нормы ГПК РФ и АПК РФ таких критериев для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов не содержат.
На основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ N 70-КГ18-3
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указывает на то, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30 процентов, однако положительное экспертное заключение к отчету представлено не было.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не учел, что примененное им нормоположение, предусматривающее необходимость подтверждения достоверности рыночной стоимости положительным экспертным заключением в случае отличия кадастровой стоимости от рыночной более чем на 30 процентов, не соответствует ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Полномочия высшей судебной власти
ФКЗ о Верховном судеФедеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ является основным законодательным актом, который формирует все полномочия, задачи, функции и возможности высшей судебной…
Разъяснения Пленума Верховного суда РФДеятельность высшей судебной власти в нашей стране изначально направлена на создание идеальной структуры работы всей судебной системы. Вполне очевидным является тот факт, что…
Бюллетень Верховного судаСудопроизводство в нашей стране построено таким образом, что в процессе рассмотрения дел и принятия решений используются не только законодательные акты, но еще и постановления…
Пленум Верховного суда об оружииПостановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 четко устанавливает все нюансы правильного и единственно верного восприятия определенных норм…
Какие дела рассматривает Верховный суд?
Верховный суд выполняет роль основного элемента верховной власти в судопроизводстве.
К его юрисдикции относятся юридические конфликты по делам:
- за которые установлена административная ответственность;
- возбуждённые при обнаружении признаков преступления;
- по экономическим спорам,относящиеся к ведению арбитражного суда;
- возникающим в гражданско-правовых отношениях.
Кроме вышеперечисленного, к его функциям относятся:
- Официальное толкование и разъяснение правовых норм, имеющих неоднозначное понимание. Разъяснения формулируются в специальном акте и являются формально обязательными для практического применения при судопроизводстве. Например, постановления Пленума верховного суда разъясняюттакие вопросы, как: определение стоимости морального вреда, практические особенности назначения условного осуждения, порядок возмещения ущерба, причинённого затоплением квартиры и другие.
- Отслеживание ошибок, допущенных на разных стадиях судопроизводства. А также изучение причин их возникновения.
- Законодательная инициатива.
- Решение вопросов, возникающих при исполнении российских международных соглашений.
- Аналитическая деятельность.
Помимо этого, он наделён полномочиями осуществлять правосудие в качестве суда первой инстанции. Это происходит если дело получило широкую огласку и активно обсуждается общественностью. А также если процесс отличается повышенной правовой сложностью и трудоёмкостью.
Дополнительный комментарий к ст. 26 ГПК РФ
В ст. 26 ГПК РФ содержатся правила, определяющие родовую подсудность федеральных судов общей юрисдикции, действующих на территории субъектов Российской Федерации: республик в ее составе, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области и автономных округов.
Перечень указанных в ней дел неисчерпывающий. Федеральными законами к подсудности названных судов могут быть отнесены и другие дела.
Ст. 26 ГПК РФ относит к подсудности указанных в ней судов дела, связанные с государственной тайной (п. 1 ч. 1).
Характер таких дел и, как следствие, их родовая подсудность определяются на основании Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. и Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
При определении подсудности дел, связанных с государственной тайной, надо иметь в виду, что такие дела, как было указано в комментарии к ст. ГПК, подсудны и окружным (флотским) военным судам; сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться также в делах, подсудных Верховному Суду РФ (ст. ГПК).
Правила конкуренции родовой подсудности для таких дел следующие:
- верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, автономного округа подсудны все связанные с государственной тайной дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, за исключением дел, подсудных военным судам и Верховному Суду РФ;
- окружному (флотскому) военному суду подсудны дела, связанные с государственной тайной, из числа дел, отнесенных к подсудности военных судов, за исключением дел, подсудных Верховному Суду РФ;
- Верховному Суду РФ подсудно любое дело, связанное с государственной тайной, если оно подпадает под перечень дел, отнесенных к его подсудности.
На основании ст. 46 Конституции РФ и ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Поэтому лицо, участвующее в деле, в котором имеются документы, признанные секретными, может оспаривать принятие дела к производству суда, указанного в ст. 26 ГПК РФ, если считает, что эти сведения отнесены к государственной тайне необоснованно и в результате нарушено его конституционное право (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) на рассмотрение данного дела в районном суде, которому оно подсудно по закону.
Это возможно в отдельном процессе в порядке обжалования решения соответствующего должностного лица, засекретившего сведения, имеющиеся в гражданском деле. До разрешения жалобы производство по данному делу должно быть приостановлено (см. комментарии к ст. ГПК).
Необходимость оспаривания в отдельном процессе отнесения тех или иных сведений к государственной тайне возникает в тех случаях, когда это связано с установлением фактов, имеющих значение для решения данного вопроса (например, с исследованием доказательств относимости засекреченных сведений к сведениям об определенных видах боеприпасов, которые относятся к государственной тайне в силу п. 1 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»).
Если же решение вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне связано только с решением вопросов права и не требует отдельного исследования доказательств с целью установления определенных фактов, то данный вопрос решается в том же производстве.
Указанные в комментируемой статье 26 ГПК РФ суды рассматривают по первой инстанции и другие дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, например:
- о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК);
- об усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (ст. ГПК).
Возможность произвольного изменения подсудности дел судам, указанным в ст. 26 ГПК РФ, федеральными законами представляется нежелательной. Было бы правильным определить ее исчерпывающим образом в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».