[rank_math_breadcrumb]

Доступность получения услуг в условиях пандемии хотят повысить путем биометрической идентификации

Для этого россиян хотят наделить правом размещать в единой специализированной системе свои биометрические персональные данные при помощи мобильного телефона, смартфона, планшета или ПК

Доступность получения услуг в условиях пандемии хотят повысить путем биометрической идентификацииPin

По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект популяризирует применение биометрической аутентификации в целях удаленного оказания услуг госструктурами, банками, организациями, но он не лишен спорных моментов. Другой убежден в том, что упрощение механизма предоставления биометрических данных не повлияет на скорость сбора таких данных и, следовательно, цели, которыми обосновывается принятие законопроекта, не будут достигнуты.

22 апреля в Госдуму поступил законопроект № 946734-7 о внесении изменений в Закон об информации в целях повышения доступности дистанционных сервисов для граждан в условиях пандемии COVID-19 путем биометрической идентификации. Его инициатором выступил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Поправками предлагается наделить физических лиц правом размещать в единой специализированной системе свои биометрические персональные данные при помощи мобильного телефона, смартфона, планшета или персонального компьютера. Такое размещение планируется производить при помощи ПО, предоставляемого оператором единой биометрической системы для обработки биометрических персональных данных. Госорганы, банки и иные организации, осуществляющие сбор и обработку в своих информационных системах биометрических персональных данных граждан, будут вправе по согласию последних размещать такие сведения в единой биометрической системе. Соответствующие изменения планируется внести, дополнив ч. 1 ст. 14.1 Закона об информации.

Предполагается, что использование единой биометрической системы с участием государственных органов, банков и иных организаций будет допускаться в случаях, определенных Правительством РФ по согласованию с Банком России, а также на основании договора с оператором единой биометрической системы. В отдельных ситуациях запланировано использование этой системы и в случаях, не предусмотренных ч. 18 ст. 14.1 Закона об информации. Согласие на обработку биометрических данных можно будет дать удаленно – простой электронной подписью через портал госуслуг.

По мнению разработчиков законопроекта, в условиях текущей пандемии возникла острая необходимость создания для россиян равных возможностей в части доступности дистанционных услуг и сервисов. «Удаленное взаимодействие должно быть обеспечено посредством достоверной юридически значимой дистанционной идентификации участников взаимодействия. Такая идентификация в настоящее время может быть обеспечена посредством применения единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в соответствии со ст. 14.1 Закона об информации, которая является универсальным механизмом биометрической идентификации граждан РФ. В целях максимального расширения количества субъектов, которые смогут получать услуги дистанционно, полагаем необходимым ускорить сбор биометрических персональных данных и их размещение в единой биометрической системе», – отмечено в пояснительной записке.

Авторы поправок убеждены, что такую задачу можно решить в том числе путем самостоятельной регистрации физическими лицами своих биометрических персональных данных в указанной системе.

Юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук подчеркнул, что целями законопроекта являются ускорение сбора биометрических данных граждан и увеличение объема их использования. «Несмотря на то что необходимость в принятии законопроекта объясняется пандемией коронавируса, биометрическая система ни до, ни во время текущего периода не пользовалась популярностью. И вряд ли такая непопулярность связана со сложностью предоставления данных в единую биометрическую систему – усиленную квалифицированную электронную подпись, которая тоже может использоваться для идентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, получить сложнее, тем не менее последняя пользуется большей популярностью, чем биометрическая система», – полагает он.

По мнению эксперта, непопулярность единой биометрической системы обусловлена недоверием граждан: никто не понимает, как и где хранятся биометрические данные, а также каким образом они на самом деле будут использоваться. «Поэтому упрощение механизма предоставления биометрических данных не повлияет на скорость сбора таких данных и, следовательно, цели, которыми обосновывается принятие законопроекта, не будут достигнуты. Есть также проблемы и с самими поправками: если раньше биометрическая система могла использоваться только для идентификации граждан и только когда это предусмотрено федеральным законом, то в случае принятия законопроекта и способы, и цели использования биометрических данных сможет устанавливать правительство РФ. Это приводит к чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества на уровне российского правительства и, следовательно, к еще большей неопределенности использования биометрических данных государством и большему недоверию к системе», – предположил Андрей Алексейчук

Юрист компании «Центр правовых стратегий “Лексфорт”», UBL Group Марина Момзикова убеждена в том, что законопроект дает возможности для более широкого применения биометрической аутентификации в целях удаленного оказания услуг госструктурами, банками, организациями. «Однако в поправках есть несколько “но”, некоторые из них просто заставляют относиться к нему довольно критически, а другие очень настораживают», – отметила она.

Эксперт обратила внимание на то, что потребность в удаленном оказании услуг населению с сохранением дистанционной идентификации участников существовала и раньше пандемии, а самоизоляция граждан просто сильнее акцентировала данную проблему. «В Европе, Америке биометрическая идентификация давно и широко используется в государственном и банковском секторе. Существует детальное законодательное регулирование вопросов сбора, использования, защиты биометрических данных. Опыт зарубежных стран мог бы быть внимательно изучен: законопроекту явно не хватает проработанности и детализации, что вызовет дискуссии при применении такого закона», – отметила Марина Момзикова.

Она также сообщила, что 16 апреля в Госдуму внесен законопроект № 943910-7, который предлагает наделить операторов связи правом использовать биометрические данные граждан из единой информационной системы, а также заключать договоры с гражданами дистанционно с использованием биометрической аутентификации. «Рассматриваемый законопроект в какой-то мере дублирует предлагаемые изменения в Закон о связи, тем самым создается избыточное регулирование», – полагает юрист.

В качестве позитивного момента Марина Мозикова указала, что новый законопроект позволяет гражданам самостоятельно размещать в единой информационной системе свои биометрические данные с применением мобильного телефона, смартфона, планшетного или персонального компьютера. «При этом предусмотрено криптографическое шифрование, т.е. установлен определенный уровень безопасности. Программное обеспечение для обработки биометрических данных предоставляется оператором единой биометрической системы. Однако, помимо вопросов к юридической технике, безусловно негативный момент – это проект п. 18.1 в ст. 14.1. Он фактически означает, что государственные органы, банки, иные организации смогут использовать данные из вышеуказанной системы в каких-то не предусмотренных законом целях, а устанавливать эти цели и случаи использования будет Правительство РФ», – отметила юрист.

По словам эксперта, создается риск того, что оперативно действующий без публичного обсуждения (без согласия депутатов Госдумы) исполнительный орган власти сможет по собственному усмотрению установить возможность использования биометрических данных в любых случаях и с любыми целями. «Считаю, что такие цели и случаи должны устанавливаться исключительно на законодательном уровне с соблюдением базовых правил Конституции РФ», – резюмировала Марина Момзикова.

Adblock
detector