Федеральный закон от 17 января 1992 г. n 2202-i г. москва «о прокуратуре российской федерации»

Основные положения и содержание закона

Сама система контроля за соблюдением законности также нуждается в строгой регламентации и инспектировании. Именно с этой целью и был подготовлен ФЗ № 2202-1.

Прокуратура РФ: определение понятия

Прокурорские полномочия, устройство и регламент работы этих органов предопределяются федеральным законом «О прокуратуре». В России существует несколько «подвидов» госслужбы в этой структуре:

  • федеральная военная;
  • гражданская;
  • правоохранительная.

Важно: это военизированная организация, сотрудники которой имеют право носить оружие.

Важные статьи Федерального закона № 2202-1

  1. Статья 21 — обозначает права человека (конституционные и международные) как предмет контроля. Здесь же указывается и предельный срок прокурорской проверки — он не может превышать одного месяца (30 календарных дней);
  2. В статье 22 полностью раскрыты полномочия прокурора: право вести допросы гражданских и юридических лиц, требовать предъявления любой документации, возможность беспрепятственно посещать любые учреждения и их служебные помещения, и прочее;
  3. Статья 35 детально поясняет полномочия прокуроров во время проведения судебных разбирательств;
  4. Статья 40 содержит описание регламента службы в этой структуре и важные ссылки на ТК РФ, а также устанавливает принадлежность сотрудников организации к государственным служащим.

То есть ФЗ 2202-1 упорядочивает юридические и социальные права граждан, возникающие в процессе выполнения прокурорами своих задач.

Текст закона


2202-1

  • общие положения (статьи 1-10);
  • устройство системы и организация ведомства (11-20);
  • выполнение надзорной функции (21-34);
  • участие в судебных процессах (35-39);
  • специфика службы (40-45);
  • о военной прокуратуре (46-50);
  • другие вопросы, касающиеся деятельности (51-54).

В разделе приложений рассматриваются нюансы начисления денежного поощрения сотрудникам.

Кто такие прокуроры

Прокурор – это высокостатусное должностное лицо, имеющее высшее юридическое образование и успешный опыт работы следователем или старшим следователем, обладающее достаточным набором знаний для предоставления интересов государства и законности при любом уголовном процессе в суде. Основными функциями данного должностного лица являются:

  • Обеспечение надзорной деятельности ведомства за ходом расследования преступлений и установлением настоящей вины подозреваемого в его совершении.
  • Организация необходимых профилактических мер в ходе борьбы с преступностью с выпуском соответствующих регламентов, агитационных изданий и проведением семинаров на тему безопасности и бдительности общества.
  • Представители прокуратуры принимают непосредственное участие на стороне государственного обвинения при рассмотрении любых уголовных и многих гражданских дел в зале суда.
  • В случае, если в ходе судебного заседания прокурор выявляет нарушение закона в действиях судьи, вынесшего приговор или решение по делу, он имеет право его опротестовать, инициируя тем самым повторное заседание с более объективным рассмотрением дела.
  • Прокуроры тщательно работают с населением, принимают от него жалобы, заявления, предложения и обращения, реагируя на них в устном или письменном виде, проводят соответствующие проверки.
  • Данные должностные лица имеют право на возбуждение административных и уголовных процессов в соответствии с законом.

Важно! Все районные, городские и региональные прокуроры подчиняются генпрокурору РФ, устанавливающего штатное расписание, издающего различные регламенты и приказы, поправки к ним, подлежащие незамедлительному исполнению каждым подчинённым ему лицом, ответственным за работу своего ведомства. Сам же генпрокурор в свою очередь обязан нести ответственность за работу всей структуры перед президентом страны

Совещание в генпрокуратуре

Какие требования предъявляются к прокурорам

Прокурором может стать далеко не каждый гражданин нашей страны, так как к ним предъявляются достаточно жёсткие требования, а именно:

  • Он должен иметь высшее юридическое образование, полученное в аккредитованном государством вузе с изучением всех требуемых для службы дисциплин.
  • Будущий прокурор обязан обладать отменным здоровьем, что должно быть подтверждено соответствующей медсправкой после прохождения диспансеризации в соответствующей клинике.
  • Он должен быть психически уравновешен, морально устойчив и обладать требуемыми для этой должности психологическими показателями.
  • Прокурор обязан иметь только одно подданство – Российской Федерации.
  • Лицо, претендующее на подобную должность, не должно быть когда-либо признано недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
  • Кроме того, прокурор не должен иметь за спиной каких-либо провинностей перед законом, после совершения которых он понёс наказание по суду в виде лишения права занимать определённую государственную должность или осуществлять какую-либо деятельность в рамках этой должности пожизненно, либо на протяжении какого-либо срока.
  • Главное, что будущий сотрудник правоохранительных органов не должен иметь судимость, в том числе погашенную, либо открытое в отношении него уголовное преследование.

Важно! Перед утверждением в должности прокурорского работника он должен пройти соответствующую проверку внутренней службой безопасности ведомства, действующей при отделе кадров, на предмет достоверности всех переданных личных данных

Основные функции прокуратуры РФ

  • проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
  • инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
  • проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
  • контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.

Другие обязанности:

  • осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
  • содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
  • взаимодействие с правоохранительными органами других государств.

Система органов прокуратуры

В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:

  • Генпрокуратура РФ;
  • департаменты субъектов (городские, районные, областные);
  • организации образовательного и научного характера;
  • военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
  • следственный комитет, включая специализированные направления.

То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.

Принципы работы

  • соблюдение законности;
  • централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
  • независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
  • единство всех органов прокуратуры.

Важно: вся информация, касающаяся работы ведомства, должна быть доступна гражданам. Но при этом она не может противоречить закону или порочить репутацию сотрудников.

Иные функции


Примечание: при выявлении несоблюдения норм законодательства во время судебного разбирательства, прокурор опротестует принятое решение и потребует устранения ошибки. Но окончательное решение по этому протесту будет принимать суд, или другой уполномоченный орган.

Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

  • творческая;
  • научная;
  • педагогическая.

Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.

Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.

Функции Генеральной прокуратуры

  • управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
  • решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
  • разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
  • принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
  • выпуск специальных изданий.

На заметку: назначение на должность Генерального прокурора находится в ведении Федерального Совета РФ. Кандидатуру представляет Президент. Период действия полномочий Генпрокурора — 5 лет.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

2.2. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 30 и 33 настоящего Федерального закона.

2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

2.4. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

2.5. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абзаце третьем пункта 2.3 настоящей статьи информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;

с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Что такое система прокуратуры

В общую структуру прокуратуры нашей страны включены отдельные ведомства, обеспечивающие контроль за законностью в различных сферах жизнедеятельности государства и его граждан. Так, система подразделяется на следующие основные органы:

  • Основной, главенствующий департамент, обеспечивающий руководство всей системой – это Генпрокуратура нашей страны.
  • В прямом подчинении у главка находятся органы прокуратуры по регионам страны, а также ведомственные структуры, в частности военные и иные, обеспечивающие контроль деятельности спецслужб.
  • Более мелкие департаменты, занимающиеся насущными вопросами граждан и организаций – городские и районные прокуратуры, а также военизированные и специальные, разделённые по территориальному признаку.
  • Центры собственной подготовки вместе с академиями для выпуска управленцев высшего звена для нужд ведомства.
  • Собственная редакция, издающая новостные и обзорные вестники, и служащие дополнительными доходными источниками ведомства.

Участие прокурора в суде

Важно! Практически вся структура прокуратуры взаимосвязана и подчиняется Генеральному прокурору РФ, однако из общей системы выбивается военная прокуратура, которая хоть и является её частью, но имеет собственные принципы действия, по большей части под грифом «секретно» и напрямую отчитывающаяся только перед генпрокурором

Основные положения

Прокуратура РФ призвана обеспечивать законность и защиту основных прав и гарантий граждан нашей страны, общества и государства. Для достижения названых целей она обеспечивает:

  • Надзор за органами власти;
  • Надзор за оперативно-розыскными органами;
  • Надзор за судебными приставами;
  • Надзор за администрациями;
  • Осуществление уголовного преследования;
  • Юридическую помощь по вопросам правоприменения при борьбе с преступностью;
  • Привлечение к административной ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.

Прокуратура РФ:

  • Может участвовать в разработке и утверждении законов РФ;
  • Представляет собой вертикальную систему власти, где нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам, а также Генеральному прокурору РФ.

Органы прокуратуры:

  • Являются независимыми от иных систем федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, подчиняются только законодательству РФ;
  • Действуют открыто и гласно (исключения составляют персональные данные граждан и государственная либо иная охраняемая законом тайна);
  • Информируют население и органы власти о состоянии законности на территории страны и отдельных субъектов.

Прокурорские работники:

  • Не могут быть выбраны в органы либо быть участником органов, образующихся по решению органов власти или являющихся ими;
  • Не могут быть членами группировок, деятельность которых осуществляется в политической сфере;
  • Не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и педагогической.

Все требования, которые предъявляет прокурор в рамках федерального закона о прокуратуре РФ, подлежат беспрекословному исполнению в установленный срок.

Прокурор не может требовать:

  • Документацию, которая не входит в цель и предмет его проверки;
  • Документы, которые в рамках другой прокурорской проверки уже были переданы в органы прокуратуры;
  • Документы, опубликованные в сми.

В органах прокуратуры рассматриваются:

  1. Заявления;
  2. Обращения;
  3. Жалобы, которые содержат информацию о нарушении законодательства РФ.

Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»

Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:

  1. Соблюдения основных прав;
  2. Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.

Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:

  • В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
  • Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
  • Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.

Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.

Названым Федеральным законом устанавливаются:

  • Конкретные сроки проведения проверок;
  • Возможность и основания их продления;
  • Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.

 Федеральный закон  является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.

Что регулирует и когда применяется

           Закон регулирует:

  1. Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
  2. Обеспечивает правовую структуру;
  3. Механизмы взаимодействия всех элементов системы.

            Применяется по вопросам:

  • Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
  • При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
  • Иностранных организаций;
  • Осуществляет правовую поддержку;
  • Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.

            Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:

  1. Осуществлении проверок;
  2. Запроса информации;
  3. Участия в судебных процессах;
  4. Участия в нормотворческой деятельности;
  5. Предъявлении требований;
  6. Ведении реестров и статистики.   

Последние изменения в законе

В статье 41.4 — было добавлено уточнение, касающееся основного отпуска сотрудников прокуратуры: если служащий в этот период проходил оздоровительное санаторное лечение, то ему (и членам его семьи) будут возмещены затраты на трансфер к месту отдыха и обратно.

Статья 44, пункт 3 — предусматривает льготы по оплате авиабилетов, железнодорожных билетов. Правда, воспользоваться этим правом сотрудник сможет только один раз в год.

Часть статей в законе были признаны утратившими силу: 13 (в разделе 2), 20.1, 31.

На самом деле нет ничего экстраординарного в том, что нормативные акты периодически попадают под внесение поправок. Ведь действующие законы нужно «примирить» с изменяющейся структурой ведомств, имеющих непосредственную связь между собой. К тому же подобные операции позволяют устранить некоторые возможные противоречия, содержащиеся в предыдущих версиях документа.

https://youtube.com/watch?v=gk3uSrVZHSE%3F

Методы работы прокурора в суде

Закон о прокуратуре говорит о том, что в суде прокурор является одной из главных фигур кроме самого председателя заседания. Закон наделяет это должностное лицо целым рядом полномочий, позволяя:

  • Выдвинуть обвинение в отношении подозреваемого лица, а именно – представить суду суть материалов данного судебного дела в отношении подозреваемого лица как результат следственной работы.
  • Представление суду обвиняемого, сути преступления, общих положений доследственных процедур, перечня инкриминируемых статей и обстоятельств произошедшего перед началом заседания.
  • В ходе судебного следствия прокурор, как уполномоченный представитель гособвинения, имеет право на опрос всех участников процесса, а также держит слово закона в прениях и даёт комментарии в ходе следственной процедуры.
  • Главное состоит в том, что прокурор имеет право снять обвинение в одностороннем порядке при наступлении соответствующих обстоятельств и изменении его мнения относительно совершения преступления.

Требования к прокурорам

Подводя итог, надо сказать, что действия органов прокуратуры действительно очень эффективны. Если бы в нашей стране не существовало этого ведомства, кругом бы царил абсолютный хаос, так как второго такого органа, беспристрастно регулирующего действие любой властной структуры и пресекающего незаконную деятельность во благо общества, в том числе и среди правоохранительных органов, не существует.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий