Премьер-министр Дмитрий Медведев хочет, чтобы правительство вместе со Счетной палатой (СП) быстрее завершили разработку новой редакции Бюджетного кодекса.
Подготовку документа председатель правительства обсудил с главой СП Татьяной Голиковой. Кодекс, отметил он, должен быть стабильным и современным, “отвечать сложившемуся уровню развития экономических связей, макроэкономическим представлениям и целому ряду институтов, которые работают в экономике”.
– Поэтому эту работу, безусловно, правительству вместе с коллегами из Счетной палаты, с экспертным сообществом нужно будет в самое ближайшее время завершить и подготовить уже полноценный документ, которые можно было бы рассматривать в Государственной Думе, – поручил Медведев.
Действующий Бюджетный кодекс применяется два десятилетия, и в него вносили около 130 изменений, напомнила Голикова. Глобально поправки производились несколько раз. В 2004 году проводилась реформа разграничения полномочий между органами власти различных уровней, переход на трехлетнее бюджетное планирование и институт бюджетных правил. “Но, наверное, самыми сложными для Бюджетного кодекса были годы с конца 2014-го по 2017-й, когда приходилось с учетом требований времени срочно реагировать на те или иные вызовы, которые появлялись в экономике, и подстраивать бюджет под законодательство”, – отметила руководитель Счетной палаты.
Теперь же, когда экономика выходит на траекторию устойчивого роста, Бюджетный кодекс должен учесть все подтвердившие свою целесообразность изменения. “С учетом того, что этот документ готовился в основной своей части еще в преддверии Послания президента Федеральному Собранию, наверное, сейчас нужно некоторые позиции, которые прозвучали как приоритеты с точки зрения эффективности и приоритизации расходов, отразить и в этом документе”, – считает Голикова.
Действующий Бюджетный кодекс применяется два десятилетия, и в него вносили около 130 изменений
В новой редакции кодекса, обратила она внимание, около 14 раз и очень декларативно говорится об эффективности, но нет никаких деталей, как ее измерить, а должны быть обозначены конкретные критерии и периодичность, с которыми было бы возможно проводить такую оценку. “Наверное, настало время отказаться от такого варианта исполнения показателей, как когда мы показатели не исполняем, потом год завершается, мы выходим на фактические показатели, и вроде как все исполнили, плановые превращаются в фактические. Тем самым мы не можем совместить бюджетные ассигнования с результативностью, ради которой эти бюджетные ассигнования и предоставлялись”, – высказала свое мнение глава Счетной палаты.
Принципиальным моментом она назвала анализ эффективности федеральных субсидий. Институт вводился в 2004 году и в большей мере принимался к софинансированию полномочий регионов. Сейчас же они распространены на широкий круг отраслей экономики. “Мне кажется, сейчас чрезвычайно важно в преддверии нового бюджетного цикла, чтобы все министерства и ведомства оценили за этот трехлетний период, который прошел – 2015-2017 годы, – насколько эффективно сработал институт субсидий”, – заявила глава СП. Потому что где-то субсидии внесли реальный вклад в развитие отраслей промышленности, а где-то оказались недостаточно эффективными.
– И, может быть, определение не механизма субсидий, а другого механизма позволит нам, уже с учетом практического опыта, реализовать новые подходы, в том числе изменяя и структуру расходов бюджета, – предположила Татьяна Голикова.
Также в Бюджетном кодексе она хотела бы видеть отражение изменений в межбюджетных отношениях: что делать с модельными бюджетами, как распределяется финансовая помощь, что является основой для такого распределения.
Есть в Счетной палате вопросы к работе с бюджетами внебюджетных фондов. Систему формирования и исполнения федерального бюджета Голикова считает прозрачной. А вот в случае с внебюджетными фондами процедура организована по-другому. “Мне кажется, что здесь было бы очень важно, сделать ее практически такой же, как она сделана для федерального бюджета”, – заявила она. Это решило бы проблемы, связанные с возможным неэффективным использованием ресурсов этих институтов.
Министерства и ведомства, заверила Татьяна Голикова, понимают, какие темы еще требуют обсуждения, и в самое ближайшее время новая редакция кодекса будет внесена в правительство.
Тем временем
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое обязывает банки иметь кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале кредитным рейтинговым агентством, для принятия их гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов. Документ опубликован на сайте правительства. “Подписанным постановлением установлено дополнительное требование – наличие кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитным рейтинговым агентством”, – говорится в пояснительной записке к документу. Отмечается, что такие рейтинги позволяют оценивать кредитоспособность банков. Принятое решение будет способствовать стабильности рынка банковских гарантий, а также расширению их использования как надежного обеспечительного инструмента.