Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.
2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.
3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям – возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.
4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.
5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:
доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, – к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие – имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.
Комментарий к статье 27.1. КоАП РФ:
1. В комментируемой статье устанавливаются цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и перечень указанных мер. Некоторые из них носят комплексный характер, поскольку они применяются в различных целях.
2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
3. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 10) привод; 11) временный запрет деятельности.
Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий (см. комментарий к ст. ст. 27.2, 27.3, 27.7 – 27.10, 27.12 – 27.16).
4. Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с содержанием комментируемой статьи.
Так, согласно ст. 27.2 Кодекса доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.3 Кодекса административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления. В ст. 27.7 Кодекса предусмотрено, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.
5. В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.
В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.