[rank_math_breadcrumb]

Подача жалобы в административном порядке

Судебная процедура обжалования

Судебный порядок обжалования заключается в том, что любой заявитель имеет право составить апелляцию на различные действия госорганов, минуя вышестоящую инстанцию, и получить от органа власти соответствующее решение по данному делу. Для того чтобы инициировать процесс обжалования действий физлиц или организаций, заявитель обязан усмотреть в их действиях нарушение одного из следующих законов, равно, как и создание препятствий для их соблюдения:

  • Основного закона государства – Конституции РФ.
  • Любым федеральным законам, действующим на территории всей страны, без привязки к субъектам.
  • Нормативной документации, принятой к исполнению на территории страны по распоряжению Президента или Правительства России.

Важно! Для положительного рассмотрения жалобы со стороны судьи в её основном тексте должны присутствовать все ссылки на указанные выше законы, когда противоправные действия сотрудников госучреждений можно трактовать соответствующими статьями при проявлении определённых признаков. В заключение следует сказать, что сроки рассмотрения административной жалобы и реагирования по ней определяется в соответствии со статьёй 30.5 КоАП РФ и составляют 10 суток с момента вынесения соответствующего постановления, если госорган имеет возможность принять решение без участия уполномоченного представителя органа власти

Если же жалоба на постановление подаётся в суд, общий срок принятия по ней резолюции, в зависимости от сложности дела, может достигать 60 дней

В заключение следует сказать, что сроки рассмотрения административной жалобы и реагирования по ней определяется в соответствии со статьёй 30.5 КоАП РФ и составляют 10 суток с момента вынесения соответствующего постановления, если госорган имеет возможность принять решение без участия уполномоченного представителя органа власти. Если же жалоба на постановление подаётся в суд, общий срок принятия по ней резолюции, в зависимости от сложности дела, может достигать 60 дней.

Pin

Наложение штрафа

Как правило, если все факты и ссылки на нормативные документы в жалобе на постановление КоАП установлены корректно, данный документ удовлетворяется судом, и в отношении обидчика принимаются определённые процессуальные меры, оговоренные в текстах вышеуказанных сводов законов.

Госпошлина при обжаловании

Обычно сумма госпошлины зависит от величины имущественного иска. При рассмотрении прочих вопросов в бюджет государства необходимо оплатить пошлину в следующих размерах:

СуммаКатегория дел
300 руб.Если решение оспаривается физическими лицами
3 000 руб.При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также рассмотрением обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(далее – Закон об обращениях граждан). Установленный Законом об обращениях граждан порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Гражданин, организация, считающие, что их права и законные интересы нарушены, вправе обжаловать нормативный правовой акт Федерального казначейства, а также решения, действия (бездействие) Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) и его должностных лиц, направив в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) соответствующую жалобу.

При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина (организации) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона об обращениях граждан, срок рассмотрения жалобы может быть не более чем на 30 дней (о чем уведомляется лицо, направившее жалобу).

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если в соответствии указанным с запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба должна содержать:

1) фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

2) наименование органа, должностного лица либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица либо государственного служащего;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Другой комментарий к Ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Установление общего порядка подачи жалобы через судью, орган, должностного лица, которыми вынесено постановление, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Факт подачи жалобы обязывает указанных лиц в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, подача жалобы в арбитражный суд осуществляется в соответствии с правилами, установленными АПК. Так, согласно ст.106 АПК вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда судья решает единолично. В ч.2 ст.106 АПК установлено правило, обязывающее судью принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных законом. О принятии искового заявления судья выносит определение.

2. Сокращенный срок направления жалобы предусматривается в связи с постановлением о назначении административного наказания в виде административного ареста. В этом случае жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Очевидно, сокращенный срок обусловлен видом административного наказания, связанного с изоляцией от общества.

3. КоАП РФ не запрещает заинтересованным лицам подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать. Это право лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя.

4. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. В этом случае выносится определение о передаче дела по подведомственности.

Вопрос о подведомственности жалобы арбитражному суду решается судьей арбитражного суда при принятии искового заявления. Практика показывает, что судьи в этом вопросе допускают немало ошибок. Это обусловлено прежде всего тем, что в ст.22 АПК, устанавливающей подведомственность дел арбитражному суду, обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, прямо не указано. Здесь необходимо исходить из положения, установленного ч.3 ст.30.1 КоАП РФ.

5. Согласно КоАП РФ граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу без движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.

Как видно, иной порядок установлен АПК. Подача жалобы в арбитражный суд облагается государственной пошлиной (ст.104). Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является платежное поручение либо квитанция банка. В платежных документах должны быть указаны реквизиты, свидетельствующие о зачислении суммы пошлины в доход федерального бюджета РФ и подтверждающие уплату ее именно по тому делу, к которому документ приобщен.

4.5. Обращение граждан и их виды

Статьей 33 Конституции РФ
установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из
важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех
видов.

Предложение
обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не
связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов
граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов
государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление
обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных
интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или
письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные
органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с
нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым
обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от
27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин
вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями
(решениями) государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных
лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного
служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые
могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

– 
нарушены права и свободы гражданина;

– 
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– 
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности;

– 
действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как
вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения
действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору
обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

– 
в судебном порядке;

– 
в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному
служащему.

В административном порядке жалоба
должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы
в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца
со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке
жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой
устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения
гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения,
должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока
после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной
причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы
дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми
административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных
Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае,
срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие
другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Предыдущая

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

Pin

Они перечислены в Федеральном законе “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образец которой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников – зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Статья 22. Запрос

1. Запрос направляется уполномоченным органом в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых относится представление документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры.

наименование уполномоченного органа, направившего запрос, почтовый адрес либо адрес электронный почты, по которому требуется направить запрашиваемые документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры;

регистрационный номер и дату запроса;

наименование государственного органа, иной организации, в которые направляется запрос;

указание на акт законодательства, в соответствии с которым направляется запрос;

сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) — для граждан; наименование и место нахождения — для юридических лиц);

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

перечень запрашиваемых документов и (или) сведений;

подпись (электронную цифровую подпись) работника уполномоченного органа, направившего запрос;

иные сведения с учетом особенностей запроса и в объеме, необходимом для удовлетворения такого запроса.

3. Если запрашиваемые документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, содержат информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, к запросу должно быть приложено письменное согласие заинтересованного лица на представление указанных в таком запросе документов и (или) сведений.

4. Если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрено внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, то такие документы и (или) сведения запрашиваются уполномоченным органом после представления заинтересованным лицом документа, подтверждающего внесение такой платы.

5. Запрос должен быть направлен уполномоченным органом в кратчайший срок, но не позднее пяти дней со дня подачи заявления заинтересованного лица.

6. Представление государственным органом, иной организацией документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, на основании запроса осуществляется в семидневный срок со дня получения такого запроса, если иной срок не предусмотрен законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 г. №412-З)

Вы здесь

Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека

Гражданин может  подать жалобу в ЕСПЧ, если считает, что лично и непосредственно стал жертвой нарушения прав и свобод, изложенных в Конвенции или протоколах к ней. Нарушение должно было быть совершено одним из государств, подписавших Конвенцию.

Гражданин  должен лично и непосредственно быть жертвой нарушения, на которое он жалуется. Гражданин не может подать жалобу общего характера, например, по поводу закона или правового механизма, которые кажутся ему несправедливыми; также он не можете подать жалобу от имени других граждан (за исключением случаев, когда группа этих лиц четко определена и гражданин является их законным представителем).

При подаче жалобы гражданину необходимо предварительно использовать все средства правовой защиты в государстве-ответчике, которые могли бы исправить ситуацию, на которую он жалуется (обычно это означает, что гражданин  должен подать жалобу в компетентный суд, обжаловать его отказ (если есть такая возможность), а иногда еще и подать жалобу в высшую судебную инстанцию, например, Верховный Суд  Российской Федерации или Конституционный Суд Российской Федерации, при их наличии).

Недостаточно просто обратиться к этим средствам правовой защиты. В своих обращениях в национальные инстанции гражданин должен изложить все свои претензии (т.е. те нарушения Конвенции, на которые он жалуется).

Для подачи жалобы в ЕСПЧ гражданин располагаете шестью месяцами с даты вынесения окончательного решения на национальном уровне (обычно – решение суда кассационной инстанции). По истечении этого срока ЕСПЧ не сможет принять жалобу к рассмотрению.

Жалоба может быть подана против одного или нескольких государств, подписавших Конвенцию, которые, по мнению гражданина, нарушили (посредством действий или бездействия, затрагивающих его напрямую) положения Конвенции.

Действие или бездействие, на которые жалуется гражданин, должны быть совершены органом власти государства-ответчика (например, судом или административными органами).

ЕСПЧ не рассматривает жалобы против отдельных граждан или частных организаций – например, коммерческих фирм.

Жалоба должна касаться одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции. Заявления о нарушении могут касаться целого ряда проблем, в том числе: пытки и жестокое обращение с заключенными; незаконное содержание под стражей; процессуальные нарушения при рассмотрении гражданских и уголовных дел; дискриминация в осуществлении прав, гарантированных Конвенцией; нарушение прав родителей; нарушение права на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; ограничение свободы выражения мнения или свободы получения и распространения информации; ограничение свободы собраний и объединений; высылка иностранцев и экстрадиция; конфискация имущества; экспроприация.

Граждане не могут  жаловаться на нарушение других международных договоров (кроме Европейской Конвенции о правах человека), например, Всеобщей декларации прав человека или Хартии основных прав.

23 апреля 2015 года

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

Pin

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность

То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

Adblock
detector