Сроки рассмотрения
Нормами КОАП также четко установлены сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД и судом. Они существенно отличаются друг от друга, и если временные рамки не выдерживаются судья или сотрудник ГИБДД должны прекратить административное дело (закрыть его), признав водителя не виновным в совершении нарушения ПДД, без наложения административных санкций.
Для судебных инстанций нормами КОАП установлен срок в три месяца. Он начинает исчисляться с момента составления протокола (его даты), и оканчивается в 00.00 часов на следующий день. То есть если документ был составлен 3 марта 2018 года, то 00.00 часов 4 июня 2018 года.
Срок составления административного постановления сотрудниками ГИБДД составляет два календарных месяца с момента заполнения протокола (фиксации нарушения ПДД) сотрудником инспекции.
Алгоритм расчета его окончания аналогичен, как и для судебных инстанций (пример приведен выше).
Нужно запомнить, что нормами действующего законодательства прямо запрещается составление протокола после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Поэтому в случае выявления такого нарушения, орган правомочный привлечь водителя к ответственности должен вынести постановление о закрытии административного дела и признании водителя невиновным.
Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД
Вынесение постановления ГИБДД регулируется нормами статьи 29.10 КОАП, на основании них этот распорядительный акт выносится по следующему алгоритму.
- Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
- На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
- Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).
Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.
Кто имеет право составлять этот документ в ГИБДД
Одним из оснований отмены вышеуказанного распорядительного акта является его составление лицом, не имеющим на это правовые основания.
КОАП и ведомственные инструкции МВД, четко регламентируют перечень сотрудников, что имеют право на составление постановления ГИБДД:
- начальник (руководитель) областного, регионального, районного отделения ГИБДД, а также лицо, которое является его заместителем;
- руководитель специального центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД (когда фиксация происходит на основании фото и видеофиксации специальными камерами, установленными на дороге), а также лицо, занимающее должность его заместителя, то есть в данном случае пишется постановление без составления протокола (ст. 20.21 КОАП);
- лицо, являющееся командиром отдельного полка инспекции, его заместитель, если материалы собраны их подчиненными;
- сотрудники ГИБДД, которым присвоены специальные офицерские звания и они имеют должности, что дают им право на составление протокола и постановления о нарушении ПДД на месте;
- в сельской и отдаленной местности составлять административные протокола и постановления могут также участковые инспектора полиции.
Другие должностные не имеют законного права на вынесение постановления без составления протокола или с его написанием.
Правила составления постановления
Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.
В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.
Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:
- сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
- судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.
Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением
Комментарий к ст. 29.6 КоАП
Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.
За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.
За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция “административное приостановление деятельности” и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.