Вопрос: кто является плательщиком транспортного налога?

Кто занимается расчетом транспортного налога

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть, физлица, которые не получали уведомлений и платили налог, должны направить сообщение и документы до 31 декабря 2015 года.

Кому платить налог не нужно?

Вот за что транспортный налог не приходит:

  • Автомобилей, принадлежащих людям с инвалидностью.
  • Транспорта, который был получен от органов социальной защиты. При этом мощность мотора ТС должна быть до 100 л.с.
  • Лодок без мотора и моторных, если двигатель имеет мощность менее 5 л.с.
  • Транспорта, используемого спецслужбами РФ – полицией, скорой помощью и т.д.
  • Тракторов, комбайнов и другого транспорта, применяемого в аграрном секторе.
  • Машин в угоне, которые официально находятся в розыске.
  • Владельцев транспортных средств массой больше 12 тонн. Если сумма возмещения за нанесения вреда дорогам больше или равна установленной налоговой выплате за данный период.

Сроки уплаты налогов физическими лицами

Исполнить свою обязанность по уплате транспортного налога можно в любое время после получения налогового уведомления. Крайний срок уплаты установлен на 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

Последний день оплаты транспортного налога физическими лицами в 2020 году выпадает на понедельник 30 ноября.

Оплатить квитанцию можно в ближайшем отделении банка, а также онлайн (при наличии в квитанции УИН – уникального идентификатора начисления) через любую платёжную систему, интернет-банк или непосредственно на нашем сайте.

При самостоятельном вводе реквизитов платежа не забывайте указывать нужный код бюджетной классификации. Ниже указаны актуальные КБК для уплаты транспортного налога в 2020 году.

Вид платежаКод бюджетной классификации
Транспортный налог для физлиц (сумма текущего платежа, недоимки, перерасчёты, а также задолженности по налогам)18210604012021000110
Пени по транспортному налогу для физических лиц18210604012022100110
Проценты по налогу18210604012022200110
Штрафы по транспортному налогу с физлиц18210604012023000110

Начисление пени

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней считается сумма, оплачиваемая плательщиком в случае нарушения установленных сроков уплаты налогов и сборов. Начисление пени производится за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБР.

Как быть если налоговое уведомление получено позже установленного срока оплаты? В таких случаях пени за просрочку не начисляются при условии отсутствия уведомления по вине налоговой инспекции.

Неуплата налога за транспорт: какие могут быть последствия?

Уведомления о том, что физическому лицу нужно оплатить налоги, отправляют налоговые органы. Однако если владелец ТС не получил по каким-то причинам такого документа, это не освобождает его от финансовых обязательств перед государством.

Раньше если официального документа не было, суд мог оправдать собственника и освободить от задолженности. Сейчас отсутствие уведомления не является причиной для уклонения от налогов. Нужно обратиться в налоговую или получить информацию на сайте ФНС. Уклонение от уплаты налогов на ТС может стать причиной:

  • Начисления пеней. Сумму задолженности умножают на количество дней просроченного платежа и 1/300 ставки рефинансирования.
  • Штрафа за то, что был просрочен срок оплаты. Нарушитель должен оплатить 20 процентов от суммы долга. Если же налог был не уплачен специально, штраф увеличивается до 40 процентов от размера задолженности.
  • Судебного иска и конфискации имущества, ареста банковских счетов.

Оплатить налог на ТС физлицам необходимо до 1 декабря следующего за отчетным года, а юридические – до 1 февраля. Если автомобиль был куплен в 2019 году, то совершить оплату нужно до 1 декабря\февраля 2020. Налоговая сумма рассчитывается по ставкам 2019 года. Если же на первое число выпадает выходной, то оплата осуществляется в первый рабочий день.

Чтобы узнать, оплачен ли налог на ваше авто, нужно посетить банк, налоговую или службу «Мои документы» по месту прописки. Сотрудники поднимут информацию из базы данных и сообщат, все ли в порядке, в устной форме. Также проверить данные о транспортном налоге можно на сайте ФНС, в мобильном приложении с этого сайта и на портале Госуслуг.

Завести личный кабинет на этих ресурсах вы можете, обратившись к сотрудникам службы «Мои документы» или ФНС. К сожалению, сделать это самостоятельно из дома не получится. Многие автовладельцы видят в этом факте серьезные неудобства и стараются отказаться от использования указанных сайтов и приложения.

Плюсы электронной проверки:

  • Экономии времени и сил. Не нужно тратить драгоценное время на дорогу, очереди, общение с сотрудниками.
  • Возможность решения вопросов в выбранное время. Проверить и оплатить транспортный налог можно в любое время, независимо от рабочего дня.
  • Простота. Нет никаких сложных долгих процедур. Инструкции на страницах платежей написаны простым языком, на сайте нет сложных юридических и финансовых терминов.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/12 О налогообложении транспортным налогом имущества, составляющего муниципальную казну

9 октября 2009

Вопрос: Администрация городского поселения просит дать письменные разъяснения по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по определению налогоплательщика по налогу на имущество и транспортному налогу, при условии нахождения имущества в казне муниципального образования, не закрепленного за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного и оперативного управления, а именно, является ли имущество муниципальной казны объектом налогообложения налогом на имущество и транспортным налогом?

В части транспортного налога просим учесть, что движимое имущество, находящееся в казне, является собственностью муниципального образования, а так как муниципальное образование не является юридическим лицом, то оно не может зарегистрировать за собой автомототранспортные средства в органах ГИБДД. Регистрация производится за администрацией городского поселения как за юридическим лицом, действующим от имени муниципального образования.

Следовательно, объекта налогообложения, по нашему мнению, не возникает.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2006 года N 03-06-01-04/39 указано, что имущество казны муниципального образования следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны муниципального образования. В данном случае исполнительный орган также не будет являться собственником движимого имущества, находящегося в казне, а, следовательно, постановка на учет в органах ГИБДД невозможна, с вышеуказанными последствиями.

Являются ли объектом обложения транспортным налогом автотранспортные средства, находящиеся в казне муниципального образования городского поселения (не закрепленные за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного и оперативного управления) и зарегистрированные за Администрацией городского поселения, как за юридическим лицом?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 14.08.2009 г. N 01-16/2406 по вопросу применения главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 Кодекса, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Исходя из данных положений Кодекса следует, что автотранспортные средства, находящиеся в казне муниципального образования городского поселения и зарегистрированные за Администрацией городского поселения, являющейся юридическим лицом, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, а плательщиком налога в данном случае будет являться Администрация городского поселения.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/12

Текст письма официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Прекращение взимания налога на транспорт

Прекращение обязанности по уплате налога происходит при возникновении следующих обстоятельств:

  • Уплата начисленного налога в полном объёме.
  • Смерть налогоплательщика или объявление его умершим с соблюдением порядка, установленного российским законодательством. При этом задолженность умершего лица согласно Гражданскому кодексу погашается его наследниками в пределах стоимости наследуемого имущества.
  • Возникновение других обстоятельств, указанных в статье 44 Налогового кодекса РФ, сопровождающихся прекращением обязанности по уплате налога.

Кроме этого, основанием для прекращения взимания транспортного налога считается угон транспортного средства, а также возникновение права на соответствующую налоговую льготу. В остальных случаях Налоговый кодекс Российской Федерации освобождает автовладельца от уплаты транспортного налога только при условии снятия ТС с регистрационного учета. Иных оснований законом не предусмотрено.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего 2016 года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за 2016 год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее действовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Вчастности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п.  и ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Повышающие коэффициенты или «налог на роскошь»

Есть и такое понятие, как «налог на роскошь». Что это такое? Это начисление, по которому проводится уплата транспортного налога, касающееся машин стоимостью более 3-х млн рублей.

В данном случае расчет транспортного налога осуществляется не только с учетом региональной ставки (как в случае с транспортным налогом Москвы), но и с повышенным коэффициентом. Он-то устанавливается вне зависимости от места расположения плательщика и регистрации ТС. Расчет транспортного налога с данным коэффициентом проводится только для определенных категорий машин. Показатель изменяется с учетом следующих показателей:

  • до 3-х лет (стоимость авто – от 3-х до 5-ти млн руб.) – 1,1;
  • до 5 лет (5–10 млн руб.) – 2;
  • до 10 лет (10–15 млн руб.) – 3;
  • до 20 лет (от 15 млн руб.) – 3.

Транспортный налог Москва при этом включает региональную ставку. То есть расчет «налога на роскошь» в таком случае будет следующим:

Автомобиль стоимостью 8 млн рублей, возрастом 2 года и мощностью двигателя в 450 л. с. ждет уплата налога по такой формуле: 150 (ставка транспортного налога в Москве) х 450 (л. с.) х 2 (повышающий коэффициент расчета транспортного налога) = 135000 рублей.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий