Налоговые ставки
Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены в.
Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:
- Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.
- Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
-
полезных ископаемых в части нормативных потерь;
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке. - попутного газа;
- полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
- подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
- полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.
Подробнее (
Какие перспективы у водного налога?
Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.
По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.
МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Налог рассчитываемый как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, не может быть менее суммы минимального налога.
Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.
Для участков недр, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ, по которым для всех налоговых периодов в отношении нефти, добытой на таких участках недр, применялся коэффициент Кг в размере менее 1 минимальная налоговая база принимается равной 0.
Во всех остальных случаях, минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки от реализации углеводородного сырья на участке недр за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная на:
– расчетные расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период;
– фактические расходы на участке недр за налоговый (отчетный) период в части сумм налогов;
– сумму предельных расходов на добычу углеводородного сырья, определяемую как произведение количества добытой за налоговый (отчетный) период нефти на участке недр, и значения удельных расходов в размере 9 520 рублей.
Для налоговых периодов 2019 – 2020 годов значение удельных расходов признается равным 7 140 рублей.
Значение удельных расходов подлежит ежегодной индексации на величину накопленного индекса потребительских цен начиная с 2021 года.
В случае, если минимальная налоговая база, принимает отрицательное значение, минимальная налоговая база принимается равной нулю.
Особенности налогообложения газа горючего природного и газового конденсата
^
Налоговая ставка – твердая, умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс).
Налоговая ставка, установленная для газового конденсата, умножается также на корректирующий коэффициент Ккм.
При расчете налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя Еут и коэффициента Кс суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (СТ. 333.44 НК РФ)
Налогоплательщики имеют право подать уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу (далее – уведомление), в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика (крупнейшего налогоплательщика), в отношении следующих участков недр:
1) участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса (см. Объекты налогообложения);
2) участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (Чг) превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.
В уведомлении необходимо указать наименование участков недр, по которым производится освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Уведомление в отношении участка недр представляется однократно, применение налога в отношении указанного участка в дальнейшем не допускается.
Форма и формат уведомления установлены Приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/829@.
Срок подачи уведомления
1) В отношении участков недр, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 Кодекса:
– не позднее 31 марта 2019 года – для участков недр, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) до 1 января 2018 года;
– не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (запасы на государственном балансе на 01.01.2018 отсутствуют).
2) В отношении участков недр у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, срок для подачи уведомления – не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика.
Дата начала освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика:
1) с 1 января 2019 года – в отношении участков недр, запасы которых поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 и уведомление по которым представлено не позднее 31 марта 2019 года;
2) с 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления, – в отношении участков недр, уведомление по которым представлено не позднее 31 марта второго года, следующего за годом, в котором запасы впервые поставлены на государственный баланс;
3) с 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления, – в отношении участков недр, у которых Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления, и уведомление подано не позднее 31 декабря предшествующего года.
Участок недр, по которому подается уведомление | Условие | Срок подачи уведомления | Дата начала освобождения |
Указан в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ | Запасы поставлены на государственный баланс до 01.01.2018 | Не позднее 31 марта 2019 года | С 1 января 2019 года |
Запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс (в государственном балансе до 01.01.2018 отсутствуют) | Не позднее 31 марта 2-го года, следующего за годом, в котором запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс | С 1-го числа налогового периода, предшествующего налоговому периоду представления уведомления | |
Любой | Чг превышает 50 процентов на 1-е число года подачи уведомления | Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого организация прекращает исполнять обязанности налогоплательщика | С 1-го числа налогового периода, следующего за налоговым периодом представления уведомления |
Плательщики и объект налогообложения
^
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .
Объекты налогообложения – виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения (15 типов).
(docx 14 кб)
Загрузить
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Получение лицензии на пользование водными объектами
До 01.01.2007 года
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
С 01.01.2007
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Виды добытого полезного ископаемого
В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по
своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия – стандарту организации.
Виды добытого полезного ископаемого
Видами добытого полезного ископаемого являются:
- горючие сланцы;
- уголь (антрацит и пр.);
- торф;
- углеводородное сырье (включая нефть, газ, газовый конденсат, метан);
- товарные руды черных, цветных и редких металлов;
- многокомпонентные комплексные руды;
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые при дальнейшей переработке;
-
горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные
породы и другие); -
горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит,
слюда-осковит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие); - битуминозные породы;
- сырье редких металлов (рассеянных элементов) – в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий;
-
неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк, известковый камень, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень
строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие); - кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
- природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
- концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов:
- соль природная и чистый хлористый натрий;
- подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
- сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
Подробнее (