Отмена или изменение меры пресечения
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.
Мера пресечения отменяется во всех случаях:
- прекращения уголовного дела,
- оправдания подсудимого либо
- постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсрочкой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания.
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.
Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103-107 УПК, также поручителям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского учреждения, залогодателям, органу или должностному лицу, осуществляющему надзор за соблюдением ограничений при домашнем аресте.
При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постановления об изменении меры пресечения на более строгую разъясняется порядок его обжалования.
Основания и условия применения мер пресечения
Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.
Основания применения мер пресечения
- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
- может продолжать заниматься преступной деятельностью;
- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Мера пресечения может избираться также для
- обеспечения исполнения приговора или
Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательствами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возможность принятия судом решения по указанному вопросу без исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пленум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть приложены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).
Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным путем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.
Также следует учитывать, что в качестве оснований для избрания меры пресечения в законе установлены категории вероятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).
Условия применения мер пресечения:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- определение в процессуальном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.
Места заключения под стражу
Места, в которых подозреваемые и обвиняемые могут содержаться под стражей, даны в перечне режимных учреждений, регламентированных . В число мест заключения входят:
- Следственные изоляторы (СИЗО), находящиеся в ведении системы УИН.
- Изоляторы временного содержания (ИВС), находящиеся в ведении системы ОВД.
- Для категории военнослужащих – гауптвахты.
Для специализированных групп обвиняемых используются ИВС пограничных органов, федеральной службы безопасности и военной прокуратуры. Капитаны кораблей дальнего плавания должны выделять для данной цели специальное помещение и часового, осуществляющего охрану подозреваемого. Начальниками дальних экспедиций также должно выделяться отдельное помещение, приспособленное для удержания обвиняемого.
Статья 103 УПК РФ. Личное поручительство
- Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.
- Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
- Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.
- В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса.
Лица, обладающие иммунитетом
Некоторые должностные лица имеют иммунитет, не допускающий в их сторону вынесения решения о данной мере пресечения. Так под стражу не может помещаться следующая категория представителей власти:
- Президент РФ (статья 91 Конституции РФ).
- Кандидат на должность Президента РФ без согласия Генерального прокурора РФ.
- Члены Совета Федерации без согласия Совета Федерации (ч. 2 ст. 450 УПК).
- Депутаты Гос. Думы без решения Государственной Думы, принятого на Федеральном Собрании РФ (ч. 2 ст. 450 УПК).
- Генеральный прокурор, судья Конституционного Суда РФ, судья квалификационной коллегии судей.
- Бывший Президент РФ (ч. 3 ст. 450).
- Уполномоченный по правам человека РФ – без согласия Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450).
- Дипломатические представители.
- Члены парламентских или правительственных делегаций, члены их семей.
Кроме этого под стражей не могут находиться лица с соответствующими заболеваниями. Их перечень утверждён . В их числе следующие:
- онкозаболевания на любой стадии;
- тяжёлая форма сахарного диабета;
- осложнённая форма ВИЧ;
- туберкулёз органов дыхания;
- параличи;
- слепота;
- другие сложные заболевания.
Не применяются нормы данной статьи также для лиц, которые совершили преступления по статьям – 159.3, 159.5, , 165 УК РФ, при условии, что данные преступления совершены в сфере предпринимательства. Или, при совершении преступлений по статьям —, 174.1, —, —, —185.4, 190-199.4 УК РФ, если в них отсутствуют обстоятельства пунктов 1-4 ч.1 статьи 108 УПК РФ.
В определённых случаях следствие или дознание могут ходатайствовать о принятии меры пресечения в виде помещения лица под стражу. Данное решение может приниматься только судом и длиться определённый срок, связанный с обстоятельствами заключения.
К несовершеннолетним данная мера применяется только в случаях совершения ими опасных и особо опасных преступлений. Определённые категории граждан помещаться под стражу не могут, в том числе – лица, больные определёнными заболеваниями.
Предлагаем посмотреть информативное видео про особенности заключения под стражу:
В отношении кого может применяться?
Данная мера пресечения, согласно ч.1 статьи 108 УПК РФ, применяется, если лицо подозревается в совершении уголовного преступления, ответственность за которое предусматривается в виде лишения свободы, сроком более трёх лет.
Также она может применяться к следующим категориям подозреваемых в преступлениях, наказание за которые в виде лишения свободы превышают два года:
- личность которых не установлена;
- если подследственные не имеют постоянного места проживания;
- ранее назначенная мера пресечения была нарушена;
- подследственный скрывался от следствия и суда.
Применение к несовершеннолетним
Законодательство старается не применять данную меру пресечения к несовершеннолетним лицам. Поэтому к ним она применяется только в случае подозрения на совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Что касается преступлений средней тяжести, то при подозрении в их совершении, несовершеннолетний может быть взят под стражу в исключительных случаях.
Далее рассмотрим, как именно в уголовном процессе применяется данная мера.
Порядок заключения под стражу в уголовном производстве
Весь процесс оформления определяется Процессуальным кодексом. В документе указано, что инициировать применение данных мер могут сотрудники следственной группы. Следователь, которому поручено дело, издает соответствующий документ, если его непосредственный руководитель (начальник следственного отдела) дает на то согласие.
Если такое решение выносится дознавателем, то порядок заключается в том, что ему необходимо получить визу прокурора. В противном случае применение жестких мер попадает под понятие должностных нарушений. Но окончательное решение выносит суд. Следственные органы издают лишь ходатайство к судье, а тот уже решает, как правильно поступить. Таким образом, заключение под стражу в качестве меры пресечения избирается по решению судьи на основании ходатайства следственных органов.
На основании какого документа?
В делопроизводстве участвуют два документа:
- Ходатайство, которое подается в суд. Его выписывают работники следственных органов (следователь или дознаватель). Обязательна виза начальника следственного отдела или прокурора. Далее ходатайство подается в суд.
- Постановление, которое издает судья. Это официальный документ, представляющий собой судебное решение, в котором отображены все доводы и основания для заключения под стражу на время следствия и судебного разбирательства.
Копия постановления направляется сотрудникам правоохранительных органов. На его основании происходит задержание. Обвиняемый или подозреваемый доставляется в следственный изолятор.
Внимание! После того, как судья все рассмотрит и учтет, он может ввести другие ограничения. Это может стать домашним арестом или запретом покидать город
Каждое слово отображается вместе с доводами в документе. Копии передаются всем участникам, включая прокурора и собственно подследственное лицо.
Кто участвует в судебном заседании?
Сотрудники следственной группы обязаны ходатайствовать о вынесении судебного решения не позднее восьми часов. Началом отсчета является время задержания. Об этом свидетельствуют статьи 91 и 92. Окончательное решение принимает судья районного суда, причем делает он это единолично, но в присутствии оговоренного кодексом перечня лиц. Постановление выносится в присутствии:
- собственно задержанного;
- прокурора местной прокуратуры;
- адвоката (если его наняли).
Это перечень обязательных присутствующих. Кроме них, в зале имеют право находиться:
- следователь с дознавателем;
- отец, мать или опекун (для несовершеннолетних);
- руководство следственных органов.
Если субъект, о судьбе которого идет речь, не является в здание суда и не извещает о том, почему он не смог прийти, заседание все равно проводится. Постановление может быть издано заочно. И в этом случае с большей вероятностью его суть будет заключаться в аресте. Лицо будет объявлено в розыск, что учтет судья, когда будет рассматривать уголовное дело.
Заседание без подследственного
Судебным решением может быть:
- продление срока ареста (субъект уже сидит в СИЗО);
- отказ в удовлетворении требований следователей и прокурора;
- задержание субъекта для водворения его под стражу;
- избрание ограничительных мер иного характера на период следствия и суда.
Статья 389.3 кодекса дает права на обжалование постановления. Это производится в рамках апелляционного судопроизводства.
Сроки пребывания
Стандартный срок, обозначенный в пункте 1 статьи 109 УПК РФ и допустимый для проведения следственных действий, ограничивается двумя месяцами. Если за это время следственные действия не завершились, а пребывание под стражей не может отмениться по объективным основаниям, оно продляется до 6 месяцев.
В особо сложных случаях при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, срок допускает продления до 12 месяцев, редкие случаи предусматривают срок до 18 месяцев. Более длительное применение данной меры пресечения недопустимо. Заключённому потребуется вынести обвинительный приговор, либо отменить процедуру заключения. При этом обвинительный приговор должен быть вынесен и представлен к ознакомлению за 30 дней до окончания установленного срока заключения.
Продление сроков
После двух месяцев заключения срок обвиняемому продляется до 6 месяцев определением районного суда, судьёй, у которого дело находится на рассмотрении. Эти нормы прописаны в ч. 3 статьи 108 УПК РФ, они же распространяются на военнослужащих, находящихся под следствием на гауптвахте.
После полугода пребывания под стражей продлить срок до 1 года можно в том же суде, но только по ходатайству следователя, удостоверенному руководителем следственного отдела. Или – по ходатайству дознавателя, удостоверенному прокурором.
В случае с военнослужащими такое ходатайство удостоверяется военным прокурором. Исключительные случаи расследования особо тяжких преступлений допускают продления сроков до 18 месяцев. Каждое ходатайство о продлении срока предъявляется не позднее чем за 7 дней до его окончания.
Обзор документа
Органы прокуратуры обязаны следить за исполнением положений законодательства о задержании, избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещении подозреваемых и обвиняемых в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы.
Особое внимание следует обращать на соблюдение прав задержанных лиц. Проверять и оценивать законность, обоснованность фактов задержания, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения
Не реже 1 раза в месяц необходимо сверять сведения о задержанных и заключенных под стражу с данными учетной документации ИВС, СИЗО, гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам России.
Предусмотрено ведение книги учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства (форма установлена).
В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу дознаватель (следователь) должен указать конкретные, фактические обстоятельства изоляции лица от общества. В случае неисполнения этого требования прокурор обязан принять меры реагирования.
Следует отказаться от избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Исключение составляют случаи, когда подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории России; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
При недостаточности данных об обоснованности заключения под стражу прокурор должен заявить ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных материалов.
Более тщательно следует рассматривать вопросы о заключении под стражу несовершеннолетних, лиц со слабым здоровьем и пожилого возраста, женщин, а также других лиц, к которым может быть применена более мягкая мера пресечения.
На особом контроле находятся сообщения о смерти лиц в помещениях ОВД, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также о применении незаконных методов расследования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Обжалование постановления суда о такой мере пресечения, как заключение под стражу
Обжаловать постановление судьи можно в кассационном порядке, то есть, путем подачи жалобы в суд высшей инстанции.
При этом жалобу адвокат подозреваемого или сам подозреваемый должен направить в суд в течение 3 суток со дня вынесения судом решения.
Судья высшей инстанции, приняв жалобу, должен принять по ней решение в течение 3 дней с момента ее регистрации.
В жалобе подозреваемый или его адвокат должен доказать судье, что он не намерен скрываться от следствия, избавляться от улик, подговаривать людей и т. д., в общем делать что-то, что может воспрепятствовать установлению истины.
Также в жалобе обязательно нужно прописать наличие малолетних детей (если они есть), семейное положение, состояние здоровья, возраст.
Эти обстоятельства могут стать весовым аргументом для судьи, который может пересмотреть меру пресечения.