Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-фз

Надзор за деятельностью представителей

Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:

  • ФС по надзору в сфере образования и науки;
  • Органы местного самоуправления.

Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс. Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом

К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников

Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.

Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.

Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов

Образец отчета

Профилактической мерой, способствующей своевременному реагированию на проблемные ситуации, является отчет опекуна. Этот документ составляется лично, передается в проверяющую организацию по месту жительства и прикрепляется к индивидуальному делу ребенка. В документе должна содержаться информация о состоянии месте хранения имущества, сведения о расходовании средств. К отчету прикрепляются доказательства, в виде чеков, квитанций и других платежных документов.

Принятие закона

Закон об опекунстве был принят Государственной думой РФ 11 апреля 2008 года. Это было необходимо сделать по многим причинам. Безусловно, что опека и попечительство, как формы устройства, упоминаются в других нормативных актах. К ним относятся Гражданский и Семейный кодексы РФ. Но в них информация довольно сжата. Не раскрыты многие понятия, которые имеют отношение к процедурам. Также порядок реализации указан в довольно сжатой форме. Федеральный закон № 48 позволил решить такие проблемы. Он не только дал определения основным понятиям, но также конкретизировал порядок установления соответствующих статусов.

Зачем нужны

Опекун – это человек, осуществляющий присмотр над недееспособными лицами, которые не могут отвечать за свои слова и не могут сами позаботиться о себе.

К ним относятся:

  1. Несовершеннолетние дети: до 14 лет над ними осуществляется опека, с 14 до 18 лет – попечительство.
  2. Недееспособные люди: психические инвалиды с детства или ставшие такими из-за травмы.
  3. Пожилые люди: если они признаны судом недееспособными, назначается полная опека, если они не могут позаботиться о себе, но сохраняют здравый ум, назначается патронаж.

Примите к сведению: признание недееспособным происходит только в судебном порядке после изучения медицинской экспертизы.

Существует некоторая разница между полноценным уходом и попечительством и патронажем. При выполнении ухода, присматривающий получает полный контроль над подопечным и полностью отвечает за него и его действия. Дети могут сами распоряжаться своим имуществом, но обязаны спрашивать разрешение присматривающих.

При патронаже подопечные могут сами принимать решения и представлять себя в суде или выписывать доверенность на подопечного, так как они сохраняют полную дееспособность.

Задачи и принципы государственного регулирования

Исполнительные органы, занимающиеся вопросами выполнения норм закона об опеке, имеют определенные цели. В чем заключаются эти задачи:

  • своевременно выявить людей, которым требуется такая помощь;
  • определить их в семью, орган опеки или обеспечить защиту другими способами;
  • защищать права и интересы подопечных;
  • обеспечить достойные условия для их проживания;
  • проконтролировать, как исполняются возложенные полномочия опекунами и соответствующими органами;
  • предоставить государственную поддержку всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность.

Для осуществления перечисленных задач, государственные структуры придерживаются таких принципов:

  • добровольное принятие на себя обязанности, а также, свободный отказ от нее;
  • контролирование деятельности субъектов опеки;
  • следование интересами подопечной стороны.

Задачи органов опеки

Правовое регулирование

Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.

Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.

Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.

Опека и попечительство

Информация излагается в 8-ми главах, состоящих и 32 статей. Каждая глава ФЗ об опеке регулирует определенную стороны вопроса:

  1. Проясняет общие моменты, понятия.
  2. Определяет задачи и полномочия опекунов и попечителей.
  3. Указывает правовой статус таких людей и особенности их назначения.
  4. Рассматривает имущественные вопросы.
  5. Определяет ответственность уполномоченных лиц.
  6. О порядке аннуляции опеки.
  7. О видах и способах государственной поддержки.
  8. О порядке вступления закона в силу.

Контроль над осуществлением функций, выполняют исполнительные органы. Право определять структуры этих органов имеет высшее должностное лицо определенной территории РФ.

Имущественные права

Данный вопрос находится под регулированием Гражданского Кодекса. Главное правило, на которое должны ориентироваться опекуны — после обретения дееспособности, ребенок не должен оказаться в худшем материальном положении, чем было до этого.

С этой целью, государство оказывает регулирование имущественных отношений между сторонами. В частности, представитель не может самовольно продавать, менять, дарить или совершать любые другие сделки по отчуждению недвижимости имущества, принадлежащего ребенку. Также такие операции не могут производить другие его родственники. Если такая сделка обоснована и приведет к улучшению уровня жизни малыша, то она должна быть согласована с исполнительными органами.

Материальные средства, имеющиеся у ребенка или выплачиваемые ему (пенсия, пособие, наследство, алименты) могут расходоваться опекуном на содержание, воспитание, обучение и другие нужды подопечного. Принимая на себя такую ответственность, попечитель должен понимать, что его действия контролируются органами опеки. Любое не целевое расходование денег непременно приведет к ответственности.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, закон

Официальный текст положения ФЗ 48 проводит установление единого порядка для общения с ребенком, и будет регулировать задачи, полномочия и обязанности, которые имеет гражданин, как подопечный, ребенок, родитель или опекун

В гражданском праве устанавливается отдельное внимание на такую часть взаимоотношений в обществе, поэтому воспитание детей и их патронаж вошел в гражданский кодекс и в этот закон

Положение содержит такие разделы:

  • Общие понятия;
  • Российский орган контроля и полномочия;
  • Социальный и семейный статус, который имеет попечитель или опекун;
  • Имущество подопечного и ответственность сторон;
  • Прекращение отношений;
  • Законный порядок поддержки и защиты.

Чем опека отличается от попечительства?

Стоит проявить интерес, чтобы узнать, что это такое, и чем это отличается от попечительства. Первое понятие актуально, если ребенок не будет достигать четырнадцать лет или если он признанный как недееспособный. Внесение вердикта, что сила ребенка ограничена, может устанавливаться только через суд. Защита такого человека полностью переходит в обязанность опекуна. Если же идет о заботе над несовершеннолетними детьми, которые старше 14 лет, и на свой настоящий возраст будут являться частично дееспособными, то по ГК стоит предусматривать осуществление попечительства. В этом случае семья не полностью будет принимать все решения за ребенка, а лишь позаботится, чтобы совершеннолетняя подопечная или подопечный были благополучными силами этой семьи.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Права и обязанности сторон

Разобраться в том, как распределяются права и обязанности каждой из стороны, можно на примере детской опеки.

Главными обязанностями органов, согласно закону об опеке и попечительстве являются:

  • придерживаться регламента Закона, во время осуществления любых действий;
  • при необходимости предоставлять временное или постоянное проживание, а также оказывать помощь медицинского и психологического характера;
  • учитывать, что приоритетом является защита прав и благополучия опекаемых детей;
  • контролировать условия и уровень жизни обеих сторон;
  • оказывать заботу о физическом состоянии детей, проводить своевременные обследования, предоставлять лечение;
  • учитывать мнение ребенка, которому уже исполнилось 14 лет;
  • при необходимости, защищать интересы в суде, выступая официальным представителем;
  • получать и распределять в интересах подопечного полагающиеся ему денежные средства;
  • распоряжаться крупным имуществом ребенка (недвижимость и т. д.) соблюдая его интересы.

Важно! Орган опеки имеет право обозначить ряд действия, которые не могут совершаться опекуном по отношению к ребенку. Такая мера предусмотрена для обеспечения интересов ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями

В частности, речь может идти о запрете менять место жительства. Вероятно назначение особых условий для обучения или воспитания.

Ответственность и права человека, являющегося опекуном ребенка, такие же, как и у родных родителей. Особенность ситуации в том, что соблюдение и регулирование данных показателей постоянно осуществляется уполномоченными органами. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре, подписанном, согласно ст. 16 Закона.

Заявление на опекунство

Правовой статус и ответственность опекунов и поручителей

Настоящий закон устанавливает правила для определения лиц, способных выполнять функции опекунов. Такой статус может быть присвоен лицам, старше 18 лет. При этом они должны быть дееспособны. Причиной отказа органов опеки, кроме несоблюдения предыдущих условий могут стать такие:

  • наркотическая или алкогольная зависимость претендента;
  • ограничение в исполнении родительских прав;
  • отстранение от подобных обязанностей в прошлом, на основании вины соискателя;
  • физические или иные ограничения, мешающие выполнять функцию опеки, со всеми предусмотренными обязанностями.

Важно! Действует специальное постановление (№ 542), в котором приведен полный список заболеваний, препятствующих выполнению полноценной опеки. Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом

В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек. При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы

Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом. В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек

При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы

Соглашаясь на данную роль, человек одновременно принимает на себя ответственность за подопечного, которая выражается следующим образом:

  • забота, содержание, уход;
  • обеспечение своевременной медицинской помощи;
  • предоставление доступа к образованию;
  • защита прав и интересов;
  • представлять интересы подопечного во время заключения любых сделок.

Таким образом, попечитель является представителем своего подопечного в любых мероприятиях. Такие функции он выполняет до достижения ребенком совершеннолетия или до признания человека дееспособным. Беря на себя такую ответственность, человек должен осознавать, что любое действие или отсутствие такового, повлекшее нарушение прав и интересов ребенка, может караться административными или уголовными мерами.

В любом случае, такое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Для этого необходимо уведомить государственные органы о своем решении прекратить опеку. Перед тем, как снять с себя полномочия, следует пройти предусмотренные законом процедуры.

Деятельность органов опеки

Данный нормативный правовой акт регулирует и деятельность органов опеки. Законом они отнесены к местной власти каждого региона и субъекта страны. Для каждой такой инстанции разрабатывается свой внутренний нормативный акт, который определяет круг её полномочий. Всю свою деятельность органы опеки осуществляют при взаимодействии с другими государственными организациям – судом, полицией, здравоохранением, местной администрацией. Деятельность таких организаций определяется рядом задач.

К ним отнесены:

  1. Обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных лиц либо тех, кто нуждается в этом.
  2. Надзор и контроль за действиями людей, на которых возложены опекунские и попечительские функции, а также за сохранностью вверенного имущества.

На органы опеки может возлагаться и исполнение других задач, если это необходимо в интересах подопечных лиц.

Обратите внимание!
Все нормативные акты и методические материалы для органов опеки разрабатывает орган исполнительной власти федерального уровня, уполномоченный правительством.

Полномочия

Конкретный перечень полномочий организаций попечительства отражен в статье 8 Федерального закона № 48.

К ним отнесены:

  1. Установление лиц, которые нуждаются в посторонней заботе и присмотре.
  2. Направление искового материала в суд об ограничении или полной отмене дееспособности, а также аннулирования такого статуса.
  3. Назначение опекуна или попечителя, контроль их деятельности, а также отстранение указанных лиц от исполнения обязанностей.
  4. Представление законных интересов детей.
  5. Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и подопечных.
  6. Заключение договоров доверительного управления имуществом.
  7. Подбор, учет и обучение кандидатов на опеку.
  8. Проверка условий проживания.
  9. Предоставление опекунам и попечителям необходимой информации.
  10. Выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечного.
  11. Оказание помощи в реализации и защите прав подопечных.

Законодательством могут устанавливаться и другие полномочия. Также органами могут разрабатываться локальные нормативные акты, которые вносят некоторые изменения и дополнения.

Такие решения могут быть аннулированы в судебном порядке.

Прекращение опеки и попечительства

К основаниям для отмены опеки и попечительства отнесены:

  1. Смерть кого-либо из участников сделки.
  2. Истечения срока, на который статус был установлен.
  3. Освобождение от исполнения обязанностей.
  4. Восстановление дееспособности подопечного.
  5. Достижение ребенком возраста четырнадцати или восемнадцати лет. В первом случае это правило касается опекунства, во втором – попечительства.
  6. Вступление подопечного в брачно-семейный союз. Это относится к попечительству.

Также органы опеки вправе отстранить от исполнения обязанностей в случаях:

  1. Ненадлежащего исполнения взятых обязательств.
  2. Нарушение прав и законных интересов подопечного.
  3. Выявления фактов неисполнения требований действующего законодательства.

Отстраненный от обязанностей человек должен в течение трех фактических суток представить в уполномоченную инстанцию отчет о своей деятельности. В случае обнаружения в действиях лица состава административного или уголовного проступка, материалы должны быть переданы в правоохранительные структуры для проведения дальнейшего разбирательства.

Ответственность за нарушение

Ответственность лиц, которые осуществляют указанные функции зависит от вида и размера причиненного ущерба. Прежде всего, к виновному могут быть применены гражданско-правовые меры воздействия. Они выражаются в обязательстве возместить причиненный ущерб, в том числе и моральный. В таких случаях ответственность наступает в рамках совершенных сделок. Это может быть связано с ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей. Если имело место психическое или физическое насилие, а также незаконное завладение имуществом может наступить как уголовная, так и административная ответственность.

К органам опеки также могут быть применены меры воздействия. Это связано в основном с ущербом, который был причинен в результате действия или бездействия должностных лиц.

Прекращение опеки

Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:

  • наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
  • смерть одной из сторон;
  • завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
  • отстранение или освобождение человека от функций;
  • при переходе обязанностей другому лицу;
  • по просьбе одной из сторон;
  • по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).

Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.

Отчет опекуна

Принудительно отстранить от обязательств органы опеки могут по таким причинам:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств;
  • намеренное нарушение интересов подопечного, а также бездействие, ставшее причиной возникновения проблем;
  • факт грубого нарушения прав, в том числе и финансового или имущественного характера.

Последний пункт может стать основанием для применения законных мер в адрес человека. После прекращения факта опеки, независимо от причин, в орган контроля предоставляется отчет. На основании документа, могут быть приняты решения об ответственности опекуна. В случае отсутствия проблем, договор просто прекращает действие.

Настоящий Федеральный Закон является основным регулятором взаимоотношений сторон опеки, а также государства. Главная его задача — защита интересов и прав опекаемого. Правительство периодически пересматривает те или иные пункты закона, вводя дополнительные нормы или видоизменяя имеющиеся.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий