Кодекс об административных правонарушениях (коап рф)

Что такое предмет преступления?

Предмет, в отличие от объекта, может и не существовать. Это материальная форма представления правонарушения, которая позволяет в точности примерить размер проступка. Обязательное условие ― это предмет охраняется государством или конституцией о правах гражданина РФ.

Предмет преступления

Непосредственно связан с объектом. Обязательно относится к той отрасли, на базе которой было совершено преступление. При этом имеет именно материальное воплощение. Пример ― дорогостоящая техника, похищенная преступником.

Обладает следующими признаками:

  • Имеет своего законного владельца, возвращается к нему после раскрытия вины.
  • У правонарушителя вещь изымают, причем это не мера наказания.
  • Если предмет оказался незаконным, он уничтожается или переходит во владение государства.

Разновидности объектов

Все административные объекты делятся на виды, как общие, так и частные, включающие в себя различные правонарушения. Каждые разновидности характеризуются своими охватами. Где-то логичнее брать всю область, а где-то ― только определенную ее часть.

Признак родового вида ― это небольшой элемент отрасли какой-либо общественной деятельности. К примеру, родовым объектом могут быть таможенные или сельскохозяйственные отношения, Это определяет раздел, на поле которого уже строятся различные правила и ограничения. Факт правонарушения в этом случае относится к какой-то категории.

Видовой позволяет более тщательно разграничить общественные отношения, создав несколько специфических групп. По этим признакам проступки делятся на узкие главы. Это позволяет четко установить характер преступления и назначить справедливое и соразмерное наказание. Относится к подотрасли родового.

Непосредственный ― самый узкий. Эта форма характеризуется достаточно конкретным смыслом. Она относится ровно к той отрасли, где было совершено преступление. Дальнейшее разделение на классификации уже невозможно.

Дополнительный ― не относится к преступлению напрямую. Затрагивает проступок только отчасти, поэтому на дело не влияет. Однако может служить отягчающим обстоятельством.

Факультативный ― необязательный объект. Это спорная ситуация, в которой необходимо представить, будет ли нанесен вред общественным отношениям. В зависимости от обстоятельств ответ разнится.

Основные понятия

Объект административного правонарушения ― это общественные отношения, принятые в той или иной области. Это фактически предмет судебных разбирательств. Правонарушитель наносит урон отношениям, нарушая какие-либо общественные нормы, использующиеся в стране.

Обратите внимание! Во время административного нарушения вред наносится именно отношениям ― какой-то части современной жизни. При этом объект может полностью характеризовать общественный институт

Объект административного правонарушения

Понятный пример ― статья о взяточничестве. Преступление, подразумевающее получение или попытку дать взятку, чтобы, например, выиграть тендер, наносит урон финансовому благополучию какой-то организации, которое в этом случае и является главным элементом и объектом дела, разбираемого в суде.

В объекте заключается основное значение правонарушения. Этот элемент ― главная характеристика дела. Он позволяет максимально объективно представить преступление перед судом. Также с помощью правильно определенного объекта можно оценить тяжесть правонарушения, оценить нанесенный ущерб.

С его помощью определяется состав преступления, выделяется также субъект. Определяется, было ли деяние действительно противоправным и умышленным, есть ли вина обвиняемого.

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Группы административных правонарушений

Административные правонарушения можно разделить на следующие группы:

  • материальные — это правонарушения в результате которого наступает какое-либо вредное материальные последствие;
  • формальные — это правонарушение в результате которого, не наступает какое-либо вредное материальные последствие;
  • длящиеся — это правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Пленум Верховного Суда РФ №5 от 24.02.2005г.;
  • обычные — это правонарушения оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия (бездействия)(например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства);
  • повторные — это однородные правонарушения, которые совершены одними тем же лицом, за которое оно уже подвергалось административному взысканию и КоАП предусмотрена более тяжкая ответственность за повторность.

Как исполняется

Судебное постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование, либо сразу после принятия решение по жалобе. В течение трех рабочих дней после вступления в силу, постановление направляется в адрес службы ФССП, которая будет заниматься исполнением решения о конфискации. Если имущество не было изъято у правонарушителя при составлении протокола, процедура конфискации будет проходить следующим образом:

  • возбуждается исполнительное производство, о чем должностное лицо ФССП издает постановление;
  • в постановлении будет указан срок для добровольного исполнения решения о конфискации, а сам документ направляется в адрес правонарушителя;
  • если имущество не передано в добровольном порядке, приставы проводят принудительное изъятие по акту.

Любые попытки сокрыть или продать имущество, либо иным образом уклониться от передачи вещей и предметов, рассматриваются как нарушение порядка исполнения административных санкций. По данному факту судебными приставами составляется протокол, а виновное лицо будет привлечено к дополнительной административной ответственности в виде штрафа или ареста.

Если на момент конфискации вещи и предметы уже не существуют в натуре, составляется акт о невозможности исполнения. Это относится к скоропортящимся и иным аналогичным продуктам. После фактического изъятия имущества принимается решение о передаче его в федеральную или региональную собственность, либо об уничтожении. Например, будет уничтожено имущество, не представляющее материальной ценности, либо утратившее свое функциональное назначение.

После фактического исполнения конфискации, приставы выдают правонарушителю акт об изъятии. Одновременно направляется уведомление в адрес суда о фактическом исполнении санкции.

Если после изъятия имущества правонарушитель добьется отмены постановления суда, предмета и вещи будут возвращены ему в натуре, либо будет выплачена компенсация в денежной форме по рыночным ценам.

Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ

Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;

— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед

изм.) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию

Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ

Какие нарушения считаются административными?

Все административные нарушения регулируются при помощи КоАП. Обвиняемый ― лицо, которое нарушило какие-то статьи из этого кодекса. Наказание ― исправительные работы или штраф. Денежное взыскание может быть как совсем незначительным, так и существенным. Возможна выплата компенсации пострадавшим лицам.

КоАП

Важно! Привлекаются все граждане РФ, достигшие 16 лет. До этого возраста дело о причинении вреда заводится на родителей или опекунов

Повод может быть любым, вплоть до нарушений в области охраны труда.

Чаще всего возникают такие общественные нарушения:

  • Какие-либо посягательства на права других людей, четко прописанных в конституции Российской Федерации.
  • Нанесение вреда здоровью отдельного человека или населения как умышленно, так и случайно.
  • Попытка посягать на право собственности, финансовое благополучие, имущество других людей.
  • Нарушения в области охраны окружающей среды, правонарушения, вредящие экологии.
  • Любые попытки не следовать установленным правилам при управлении транспортным средством ― плавательным, воздушным или наземным.
  • Незаконная предпринимательская деятельность, попытка сделать монопольную компанию, несвоевременная выплата налогов.
  • Нарушения общественного порядка, попытка разжигания конфликта, общественные драки, мелкое хулиганство.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Основные отличия объекта от предмета

Кроме того, что предмет обладает четко выраженной материальной составляющей, существует еще ряд основных отличий. Хотя студенты, обучающиеся на юридической специальности, периодически путают данные понятия, различия между ними достаточно существенные.

В первую очередь объект административного нарушения должен присутствовать обязательно. Без определения отрасли проступка дело не заводится, а судебное заседание отменяется. Если нет нарушений ― нет и преступления. А вот предмет может и не присутствовать, поскольку нарушение не материально.

Наглядный пример ― нарушение требований охраны труда. Работодатель может установить слишком длинный трудовой день, не соответствующий нормам в Трудовом Кодексе. Предмета преступления тут просто нет.

При этом предмет обычно не страдает от проступка. Например,, хищение чужого имущества только нарушит право собственности, однако при этом украденный телевизор не будет разломан, после раскрытия дела вернется к владельцу.

Исключение ― намеренная порча чужих вещей. Если человек разломает компьютер, то предмет пострадает напрямую, как и объект.

Объект и предмет административного правонарушения

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Определение 1

Состав административного правонарушения можно определить как совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих определить совершенное деяние как административное правонарушение.

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния.

Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения.

Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Состав административного правонарушения имеет собственную структуру, которая образуется на основе совокупности объективных и субъективных признаков. Указанная структура представлена четырьмя элементами:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Стоит отметить, что суды в выносимых ими судебных актах нередко указывают на соответствующие элементы правонарушения, проводя тем самым чёткий анализ состава с точки зрения теоретических положений конструирования его элементов.

Объект административного правонарушения

Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.

Определение 2

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение

Законодатель определил перечень объектов административных правонарушений в ст. 1.2 КоАП РФ.

В теории административного права все объекты подразделяют на три вида:

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Стоит отметить, что нередко в судебных актов правоприменительные органы непосредственно указывают на объект правонарушения.

Предмет административного правонарушения

Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет.

В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет.

При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.

Замечание 2

Объект и предмет административного правонарушения — нетождественные понятия.

Понятие и виды объектов административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий