Общие сведения
Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.
Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.
К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).
В 44-ФЗ не определен срок направления нарушителю претензии
Понятно, что отправить этот документ важно как можно скорее после выявления нарушения. В ведомственной документации в разных субъектах РФ обозначены сроки от 10 до 30 дней
Если контракт уже был исполнен и обнаружились какие-либо нарушения, то предъявить требование о штрафе можно в течение срока исковой давности.
О сроках ответа на требование в законе также ничего не сказано. Их обозначают в каждом контракте индивидуально или указывают в самом тексте претензии.
Кстати! Если в контракте не отмечено, какие именно дни имеются в виду, календарные или рабочие, то по умолчанию срок считают в календарных днях.
Возможные последствия
Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.
Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.
В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные о пени и штрафах (п. 10 ч. 2 ст. 103).
Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.
Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 16 статьи 34 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Как правильно сформировать требование (претензию)
Унифицированной формы такого документа не существует. Требование формируют в свободной форме, указывая всю необходимую информацию.
Итак, что должно быть в документе:
- Наименование и адрес получателя претензии.
- Наименование и адрес отправителя претензии.
- Исходящий номер (под ним регистрируют исходящую корреспонденцию в организациях).
- Дату составления претензии.
- Наименование документа.
- Реквизиты государственного контракта.
- Суть контракта: поставка товара, оказание услуги, выполнение работ и т.п.
- Основания для ведения претензионной работы (какие обязательства не были исполнены).
- Период, за который начислена неустойка, ее сумма.
- Приложения к претензии. Это обычно копии контракта, платежек, актов выполнения работ, оказания услуг, расчет суммы неустойки, штрафа или пеней.
- Подпись руководителя организации, отправляющей претензию, или его доверенного лица.
Претензию составляют в двух экземплярах. Это необходимо при передаче документа лично или курьером. Получатель должен поставить отметку о получении требования на экземпляре отправителя.
Отправить документ можно с курьером, почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении), по электронной почте.
Изменения в действующем законодательстве
Изначально расчет применяемых штрафных санкций, которые налагались за ненадлежащее исполнение контрактов и договоров обеими сторонами, происходил по сложной формуле, имеющей несколько этапов расчета, утвержденной в Постановлении Правительства Российской Федерации №1063 от 25 ноября 2013 года. Однако в 2017 году данный федеральный нормативный акт был отменен, и вместо него стал использоваться другой – Постановление №1042 от 30 августа 2017 года. По сравнению с предыдущим Постановлением в нем появились определенные новшества, которые облегчили процедуру расчета налагаемых штрафных санкций как на исполнителя по контракту, так и на заказчика. К числу основных изменений следует отнести:
- проведение детализации в отношении назначения штрафных санкций по фактам неисполнения надлежащим образом или полного неисполнения различных обязательств по контрактам, стоимость которых превышает сто миллионов рублей;
- определены новые правила, которые должны быть использованы для осуществления расчетов применяемых санкций штрафного типа для государственных и муниципальных контрактов, которые были заключены по итогам закупочных процедур, проведенных среди представителей субъектов малого предпринимательства, а также среди организаций, относимых к некоммерческим организациям;
- для государственных и муниципальных контрактов и договоров определены штрафные санкции за совершаемые нарушения условий исполнения, если такие нарушения не имеют стоимостного выражения;
- определены правила начисления штрафов, назначаемых в рамках подписания контрактов в случае, если такие контракты или договоры были подписаны по итогам проведенной процедуры с победителем, предоставившим предложение с максимально высокой ценой;
- в рамках рассматриваемого Постановления также было определено правило, согласно которому, сумма штрафных санкций, налагаемая на одну из сторон контракта, которая нарушила его условия, не может быть выше общей стоимости по такому контракту;
- наложение штрафов может быть осуществлено не только заказчиком на исполнителя, нарушившего правила исполнения обязательств по контракту, но и исполнитель может выдвигать требования в адрес заказчика в виде выплаты штрафных санкций по факту нарушения обязательств по контракту.
2 августа 2019 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №1011, вступившее в силу 14 августа этого же года. Данное Постановление внесло уточняющие корректировки в Постановление №1042. Однако в рамках Постановления №1011 были также приняты и изменения, повлиявшие на правила расчета штрафных санкций для контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, если контракты или договоры были заключены в рамках исполнения положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».
Согласно новым изменениям, штрафные санкции за каждый факт неисполнения контракта в его надлежащем виде или в полном неисполнении, если речь не идет о просрочке обязательств, в том числе гарантийных, наказывается штрафом в пределах от одной до пяти тысяч рублей, но в соответствии со значением в один процент от цены контракта
Ранее оговорки о пределах отсутствовали, а размер штрафа назначался в виде процентного соотношения суммы штрафа к цене контракта или договора.
Расчет неустойки для заказчика
При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:
- допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
- были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.
В том случае, если исполнитель по контракту допустил просрочку в отношении исполнения своих обязательств, сумма пеней будет рассчитываться по формуле:
1/300 Ст * Ц * Д, где:
- Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
- Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
- Д – количество дней просрочки.
Пример: Цена контракта составляет 311 704,04 рублей. Датой уплаты пеней за просрочку является 13 апреля 2019 года. Ставка рефинансирования равна 7,75%.
Поставка по контракту осуществлялась в три этапа:
- по первому этапу просрочка составила 29 дней. Товар поставлен в полном объеме, но не принят заказчиком по причине несоответствия части товара требованиям условий контракта. По итогам приемки стоимость товара, который заказчик принял, составляет 23 649,80 рублей. Сумма просрочки считается от всей цены контракта, так как в полном объеме контракт был исполнен с просрочкой в 29 дней. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 311 704,04 * 29 =2 335,08 рублей;
- просрочка поставки по второму этапу составляет 9 дней. В рамках второго этапа поставлено товара на сумму 191 037,99 рублей. Сумма пеней считается от цены контракта, которая была уменьшена на сумму принятого товара на первом этапе, то есть от 288 054,24 рублей. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 288 054,24 * 9 = 669,69 рублей;
- на третьем этапе поставка товара была завершена на сумму 97 016,25 рублей, однако, с просрочкой в 21 день. Сумма пеней будет рассчитана от оставшейся неисполненной в установленный срок суммы, а именно от 97 016,25 и составит: (1/300 * 7,75%,) * 97 016,25 * 21 = 526,26 рублей;
- общая сумма пеней высчитывается за счет сложения всех сумм, полученных по каждому этапу поставки, и составляет 3531,03 рубля.
В том случае, если исполнитель по контракту нарушил свои обязательства по контракту иным способом, кроме просрочки, в соответствии с положениями Постановления 1042 на него могут быть наложены и штрафные санкции в виде процентного отношения к цене контракта (если речь идет о нарушении стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции также включаются в расчет неустойки по контракту.
Если контракт заключен с исполнителем, который не относится к субъектам малого предпринимательства, то за нарушение стоимостных обязательств на него накладываются следующие санкции в виде процентного отношения к цене контракта:
- 10% при условии, что цена подписанного контракта не превышает 3 миллиона рублей;
- 5% при цене, находящейся в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
- 1%, если цена в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
- 0,5% при цене в диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей;
- 0,4% – если цена контракта от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей;
- 0,3% при цене в диапазоне от 1 до 2 миллиардов рублей;
- 0,25% при цене от 2 до 5 миллиардов рублей;
- 0,2%, если цена в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей;
- 0,1% при цене контракта, превышающей 10 миллиардов рублей.
Если исполнитель по контракту является подтвержденным субъектом малого предпринимательства, то в отношении него штрафы иные:
- 3% при цене контракта до 3 миллионов рублей;
- 2%, если цена контракта находится в пределах от 3 до 10 миллионов рублей;
- 1%, если цена контракта в диапазоне от 10 до 20 миллионов рублей.
Если речь идет о нарушении обязательств нестоимостного типа вне зависимости от того, кто является исполнителем по контракту (представитель СМП или нет), штрафы начисляются в виде фиксированной суммы в зависимости от цены контракта, а именно:
- 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
- 5 000 рублей при цене контракта в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
- 10 000 рублей, если цена контракта в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
- 100 000 рублей при цене контракта от 100 миллионов рублей.
Постановление Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 190 “О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)”
16 марта 2016
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
4. Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
5. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами “а” и “б” пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
6. Настоящее постановление действует до 1 января 2017 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | Д. Медведев |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственных (муниципальных) контрактов.
В частности, указано, что неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности. Это обуславливает ее компенсационный характер. Размер таких мер должен соответствовать понесенным потерпевшим (кредитором) убыткам и не допускать неосновательное обогащение лица, понесшего убытки.
В связи с этим наступившие убытки (вред) не только являются условием применения ответственности, но и определяют ее размер (в отличие от публичных отраслей права, где размер ответственности зависит от степени вины правонарушителя).
В отличие от возмещения убытков взыскание неустойки не требует от потерпевшей стороны доказывания наступления неблагоприятных последствий, причинной связи между убытками и поведением должника. Для применения неустойки достаточно факта нарушения обязательств (отсутствие вины, влекущее освобождение нарушителя от ответственности, доказывается им самим).
Таким образом, размер неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.
Рассмотрены особенности начисления пени.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Как назначаются пени?
Любой поставщик знает о методике расчета пеней. В любом договоре четко прописывается, что эти санкции зависят от ставки рефинансирования Центробанка. Начисления происходят при учете уже исполненных обязательств (итоговая сумма уменьшается). Верные расчеты получаются по правилам:
- День, прописанный в контракте, как время неисполнения обязательств не учитывается.
- Дальнейший порядок исчисления производится вне обстоятельств, был ли выходной или будний календарный день.
- Ставка рефинансирования определяется на день проведения мероприятий по расчетам. Она изменяется каждый квартал и сверяется на сайте Центробанка. Так, весной 2018 года она равнялась 7,5 процентов.
- Коэффициент ставки рассчитывается по формуле 1/100. Например, 7,75 процентов приравнивается к 0,075
Расчет пени по 44-ФЗ за просрочку исполнения обязательств.
Калькулятор расчетов выглядит следующим образом:
Пени= коэффициент ставки*1/300*неисполненная сумма по контракту* дни просрочки по обязательствам
Пример, как рассчитывается пени:
Общая стоимость контракта, заключенного между Поставщиком и Заказчиком, составляет 400 тысяч рублей. В договоре указано, что за услуги, выполненные в полном объеме, будет произведена полная оплата в срок до 25 августа 2018 года. Остаточная стоимость контракта — 100 тысяч (300 тысяч рублей переведены на счет Поставщика).
Со стороны Поставщика услуги выполнены. Заказчик нарушил сроки оплаты, погасив задолженность только 1 сентября. У Поставщика есть возможность получить неустойку за несоблюдение контракта:
- Актуальная ставка рефинансирования 7,25
- Коэффициент 0,0725
- Сумма, на которую начисляются пени 100 000
- Количество дней просрочки 26, 27, 28, 29, 30, 31 августа и 1 сентября; 7 дней
- Формула 0,0725/300*7*100 000
- К выплате 169 рублей 20 копеек
Принцип начисления
Поставщики и заказчики, выступающие в роли сторон по государственному договору, обязываются осуществлять подсчет финансовых санкций в случае нарушения условий контракта. Все пени всегда прописываются в контракте, они должны указываться четко и однозначно для того, чтобы нарушитель не смог уклониться от наказания. Многие физические лица не различают между собой пени и штрафы.
- штрафы используются при ненадлежащем выполнении условий договора;
- пени положены за просрочку исполнения условий контракта.
На практике, если поставщик должен предоставить продукцию в определенный день, но не придержался сроков, то в этом случае применяется пеня. Если он поставил некачественный товар или просроченный ассортимент, то начисляется штраф.
Размер неустойки является фиксированной величиной, которая выглядит как процент от суммы долга. Чем меньше размер пени, тем больше цена контракта. Для договора не больше 3 млн. рублей штраф составляет 10%, а для суммы свыше 10 млрд. рублей пени – 0,1%.
Как рассчитывается размер неустойки по 44 ФЗ?
Порядок расчёта пени за просрочку исполнения обязательств предусматривается частями 5 и 7 статьи 34 ФЗ-44 для заказчика и исполнителя соответственно.
Неустойка для заказчика начисляется за каждый день просрочки в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от оставшейся неуплаченной суммы контракта. Для наглядности рассмотрим порядок расчёта на примере:
Стоимость контракта составляет 1.000.000 рублей. Заказчик просрочил её выплату на 10 дней, то есть вместо указанной даты 12 ноября, он перевёл данную сумму поставщику 22 ноября. В этом случае, формула расчёта пени по 44-ФЗ следующая:
1.000.000 руб. х (1/300 х 9%) х 10(дни просрочки) = 3000 рублей за десятидневное опоздание.
Если в положенный срок была уплачена только часть цены, расчёт происходит от оставшейся суммы. К примеру, из 1 млн. рублей в положенный промежуток времени было выплачено только 600.000, а оставшиеся 400.000 были переведены заказчиком на счёт исполнителя спустя 10 дней после установленной даты. А данном случае расчёт будет следующим:
400.000 х (1/300 х 0.09) х 10 = 1200 рублей.
Изменения размера неустойки сторонами запрещается законом.
Расчёт суммы неустойки для просрочки обязанностей исполнителя предусматривается частью 7 статьи 34 ФЗ-44 и осуществляется по следующей формуле:
(Стоимость контракта — Размер фактически исполненных обязательств) х Размер ставки = Пени.
Размер ставки определяется следующим образом:
(1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ) х коэффициент К. х Количество просроченных дней = Ставка.
Коэффициент К. определяется таблицей диапазонов, которые зависят от процентного соотношения просроченных дней от предусмотренного срока выполнения обязательств.
- 0.01 — до 50%;
- 0.02 — от 50% до 100%;
- 0.03 — более 100%
Для понимания формулы рассмотрим порядок подсчёта на конкретном примере:
Стоимость контракта составляет 1.000.000 рублей, период выполнения обязательств равняется 30 дням, но исполнитель завершил их только спустя 9 дней.
В первую очередь рассчитывается коэффициент К: (9/30) х 100% = 30%
Так как соотношение просроченных дней от общей продолжительности выполнения контракта составляет 30 процентов, используется коэффициент 0.01.
Следующим шагом определяется размер ставки:
(0.01 х 9%) х 9 = 0.0081 (или 0,81%)
Последним действием рассчитываем сумму неустойки за просроченный период:
1.000.000 х 0.81% = 8100 рублей.
Правила расчёта и порядок начисления всех видов штрафов и неустоек, как для заказчика, так и для поставщика (исполнителя), должны быть установлены в контракте на осуществление госзакупки. Отсутствие данного положения может быть приравнено к попытке мошенничества, в результате чего сделка будет аннулирована, а стороны привлечены к административной и уголовной ответственности.
Согласно части 15 ст. 34 текущего закона, стороны могут быть освобождены от обязательного условия об установлении размеров пени и штрафов в условиях контракта при следующих обстоятельствах:
- сумма сделки не превышает 100.000 рублей;
- осуществляется закупка лекарственных препаратов;
- заключается договор на посещение зоопарка, кинотеатра, музея, спортивного мероприятия, выставки или цирка.
Обязательным условиям в данных случаях также является заключение соглашения с одним поставщиком (исполнителем).
О вступлении в силу Постановления № 1042
09 сентября 2017 года вступило в силу новое Постановление Правительства № 1042. Это другие правила назначения штрафных санкций и правил, которые облегчили порядок применения 1063 нормативного акта.
Однако расчет пеней и штрафов по 1063 продолжается. Согласно действующей системе заключения госконтрактов по 44 фз Поставщиком (Исполнителем) договора считается тот предприниматель, который в какой-то временной промежуток принял приглашение на участие в конкурсных процедурах и выиграл его. Если соглашение заключено уже давно и действует по настоящий момент, то действует старый регламент.
Важно! Если закупка размещена на аукцион после 09 сентября 2017 года, а в пунктах соглашения упомянуты старые правила назначения штрафных санкций, то конкурсная документация составлена неверно и противоречит нормам законодательства. За нарушение последует штраф до 3 тысяч рублей.*
Расчет по начислению пени по документам бухгалтерии.
В любой государственной организации процедура объявления конкурса по заключению договора на оказание услуг или поставку товаров начинается с приказа по 44 фз. Победитель закупок имеет преимущественные права по сравнению с другими предпринимателями, поскольку его бизнес получает стабильные доходы в течение продолжительного срока.
Таким образом, размеры пеней и штрафов, которые включаются в контракт, не должны пугать добросовестных Поставщиков. Главное для них — следить за сроками и соблюдать все условия госконтракта. Удача сопутствует смелым!
*Цены актуальны на август 2018 г.