Что за Технический регламент и зачем он нужен?
Технический регламент Таможенного союза — это попытка трех дружественных, экономически связанных друг с другом государств России, Белоруссии и Казахстана выработать общие стандарты безопасности производства и использования важнейших продуктов.
Условно Технический регламент Таможенного союза можно приравнять к советскому ГОСТу. Идея в введении общих правил игры, приведении национальных стандартов, регламентов и правил к единому современному и безопасному образцу.
Помимо прочего, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», содержит пункт 5.5, на который ссылаются журналисты многих крупных автомобильных изданий.
Пункт 5.5 Технического регламента Таможенного союза (вступил в силу в 2015 году):
- Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
- Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний̆ период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Зимними шинами исходят из регламента Таможенного союза считаться как шипованные, так и не шипованные резинотехнические изделия, имеющие на боковых поверхностях обозначение — «М S», «M{amp}amp;S» и «M S» либо рисунок в виде горы с тремя вершинами и снежинки внутри нее.
Сотрудник ГИБДД имеет право оштрафовать водителя либо владельца транспортного средства исключительно на основании пункта КоАП. На момент написания материала (декабрь 2017 года) в Административном кодексе отсутствует пункт, предусматривающий наказание за «несменяемость» типов резины в зависимости от сезона эксплуатации.
Статья 12.5 КоАП РФ, как и ПДД вместе с приложениями не содержат никаких указаний по замене типов резины зимой и летом. Штрафа за летнюю резину не существует.
Именно за «летнюю резину зимой» без нарушения закона сотрудник ГИБДД оштрафовать автомобилиста не может. Как мы выяснили, такого пункта нет в КоАП, в действиях автомобилиста нет состава преступления.
Однако, из некоторых регионов России приходят сообщения о выписанных штрафах по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Автомобилистов, эксплуатирующих транспортные средства зимой 2017 года, пытаются обвинить в «управлении транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».
Сотрудники полиции могут быть либо сами плохо информированы, либо пользоваться неосведомленностью автомобилистов. Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, как и ПДД вместе со всеми приложениями не содержит информации о запретах на определенные классы сезонности резины.
Читатель должен понять правильно. Нет штрафа за летнюю резину зимой и зимнюю резину летом. Но никто не отменял прочие штрафы в отношении колес:
- Штраф за глубину протектора менее 4 мм (500 руб.);
- Штраф за отсутствие знака «шипы» на заднем стекле у автомобилей на шипованной резине (500 руб.);
- Штраф за порезы и разрывы до корда (500 руб.);
- Штраф за отсутствие элементов крепления колес (500 руб.);
- Штраф за разный размер колес на одной оси (500 руб.).
Зимой 2017-2018 года штраф за летние шины зимой является незаконным и подлежит обжалованию в ГИБДД или суде.
Если недопонимание между вами нарастает, можно включить диктофон на вашем смартфоне или начать записывать видео – закон это допускает.
Следует уточнить пункт КоАП, который был вами нарушен и совместно зачитать его. Если сотрудник ГИБДД упорствует, настаивайте на составление протокола, а не составлении постановления.
В поле для замечаний укажите «Отсутствовал факт нарушения статьи КоАП. Штраф выписан за несоответствие типа резины сезону года».
Внимательно прочитайте подписываемые бумаги, обратите внимание на то, что сотрудники дорожной полиции штрафуют вас именно за летнюю резину зимой
Какой штраф предусмотрен за езду на зимней резине летом в 2019 году
Итак, главный вопрос: существует ли штраф за езду на зимней резине летом? Ввести его пытались еще в 2013 году, но вплоть до 2015 года такого правонарушения в ПДД не предусматривалось.
В 2014 году был принят Технический регламент ТС, следуя которому в 2015 году ввели запрет на использование шин в несоответствии с сезоном, за нарушение которого полагался штраф.
Из положений регламента следует, что запрещается езда на летних шинах зимой (в декабре, январе, феврале) и на зимних шинах летом (в июне, июле и августе). Весной и осенью, соответственно, можно ездить на любых покрышках.
В регламенте есть примечания о том, что данные требования могут подвергаться поправкам со ссылками на погодные условия отдельных регионов. В северной местности, где господствует мороз и холод практически круглый год, езда на летней резине попросту невозможна. В каждом регионе поправки вводятся отдельно, в соответствии с погодными условиями. Естественно, первое время после принятия регламента возникало много конфликтных ситуаций с сотрудниками ГИБДД.
Интересно, что во время разработки запрета на езду с несезонными шинами предлагалось ввести штраф в сумме 2000 рублей, но в итоге данная инициатива не получила одобрения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штраф за езду на несезонной резине в минимальном размере 500 рублей, согласно нормативам, положенным за управление транспортом, не соответствующем техническим требованиям. За повторное нарушение штраф взимается в прежнем объеме. Так как нововведения относительно правил использования летней и зимней резины еще свежи, в ближайшем будущем возможно сумма штрафа изменится.
По факту в 2019 году штраф за езду на зимней резине летом взимается с уточнениями (согласно КоАП РФ, ст.12.5 ч.1). Это значит, что наказание будет действовать в том случае, если ваши зимние шины будут сильно изношены, рисунок протектора сильно стерт (глубина меньше 4 мм).
Новые правила гласят, что водитель за езду на автомобиле со стертыми шинами получает предупреждение или наказывается штрафом в 500 рублей. Положение правил дорожного движения о допуске транспортного средства к эксплуатации запрещает водителю управлять ТС, если остаточная высота рисунка протектора его шин достигла следующих значений:
- грузового транспорта – меньше 1 мм;
- легковой машины — менее 1,6 мм;
- мопеда или мотоцикла – менее 0,8 мм;
- автобуса – менее 2 мм.
Ходят разговоры о том, что государственные деятели планируют увеличить размер штрафа за езду на авто с изношенной резиной в 4 раза. Такое предположение обоснованно тем, что большое количество аварий происходит именно из-за езды на «лысых» колесах.
Чем опасна езда не на той резине?
Почему так опасна несвоевременная смена авторезины? Начнем с того, что материал зимнего варианта обуви для машины довольно неплотный. При температурном режиме выше +7 градусов он становится слишком мягким. Это приводит к таким последствиям, как:
- плохое сцепление с дорогой. При большой скорости автомобиль бросает из стороны в сторону;
- затрудненное управление транспортным средством. Вы не сможете быстро повернуть в чрезвычайной ситуации;
- появление эффекта автопланирования в сырую, дождливую погоду. Машину при проезде по луже с большой долей вероятности будет заносить;
- увеличение тормозного пути. Нет возможности быстро остановиться, так как расстояние до остановки превышает 2 длины корпуса легкового авто;
- быстрое истирание покрышек. Мягкость материала способствует стремительному снашиванию шин;
- увеличение расхода топлива на 10-15 %. Сцепление с дорожным полотном уменьшается из-за размягчения материала.
Итогом большинства этих явлений может стать ДПТ, вследствие которого пострадаете не только вы, но и остальные участники движения.
Учтите, страховая компания ответит отказом в предоставлении компенсации за нанесённые повреждения, если на колесах машины будет присутствовать зимние протекторы. Это прямое нарушение правил эксплуатации автомобиля.
Зимняя резина предназначается для пониженных температур и трасс, укрытых коркой льда или снегом, эффект от их использования летом намного хуже.
Вне зависимости от того с шипами они или без – это прямая угроза окружающим. Фрикционные шины при нагревании плохо сцепляются с асфальтом, быстро стираются и могут лопнуть.
Использование шипованной резины не только влияет на управление машиной, но и разрушает дорожное полотно, а при отламывании и выпадении из пазов шипы могут повредить транспортные средства, следующие за вами.
Компромисс для тех, у кого нет возможности купить два комплекта покрышек – всесезонные шины. Они подойдут для тех регионов, где нет холодной зимы и жаркого лета. Температурный режим для них, указанный производителем, колеблется в пределах от +30 до -25 градусов.
Причины изменения в Административном кодексе и мнения экспертов
На самом деле, поправки в кодексе, предполагающие штраф за несоответствующую резину, берут свое начало еще в 2012 году. Пробки в декабре того года, которые полностью парализовали движение на трасе М10, стали толчком к нововведениям касательно штрафных санкций. Заторы 2012-го года растягивались на двести километров. Водители автомобилей не могли сдвинуться с места по нескольку дней
Естественно, власти обратили внимание на эту ситуацию и стали искать решение проблемы
Вскоре Вадим Тюльпанов предложил законопроект, согласно которому за езду в зимнее время года на летней резине предполагался штраф в размере двух с половиной тысяч рублей. Однако этот проект не был рассмотрен в Государственной думе. Сам Тюльпанов заявляет, что нововведения в требования по эксплуатации автотранспортных средств, которые предполагают штраф в размере пятисот рублей, не имеют четкого основания, а потому не соответствуют действительности. Он подтверждает, что техрегламент Таможенного союза требует, чтобы водители использовали зимнюю резину летом, но в документе нет ни одного слова о том, какой за это полагается штраф. Поэтому, как утверждает Тюльпанов, новые изменения в кодексе незаконны.
В то же время В. Похмелкин, депутат Государственной думы и глава «Движения автомобилистов в России», говорит о том, что подобные санкции не могут заставить водителей не применять для автомобилей зимнюю резину летом. Он считает новый закон абсолютно бессмысленным и пустым. Похмелкин объясняет свою оценку тем, что любой водитель автомобиля понимает, насколько выгоднее будет несколько раз уплатить штраф, чем поменять зимнюю резину на летнюю ввиду высокой стоимости качественной резины. При этом, по его словам, сотрудники ГИБДД сами не будут стремиться останавливать правонарушителей, и делать они это будут показательно. В качестве альтернативы новому закону Похмелкин предлагает два варианта решения проблемы:
- Можно ввести закон, по которому водителю будет отказано в выплатах по страховке в тех случаях, когда в результате ДТП было обнаружено несоответствие шин сезону.
- Эффективным может стать нововведение, согласно которому, даже в случае доказательства невиновности водителя в дорожном происшествии, страховка не будет выплачена (если на тот момент машина была «обута» в несоответствующую резину).
Что не рекомендуется делать
При выборе резины многие могут отдать предпочтение шинам не соответствующим параметрам автомобиля.
Нельзя:
- Ставить на колеса покрышки не подходящего диаметра.
- Менять стандартного размера колеса на более маленькие или наоборот — увеличенные.
- Самостоятельно ставить шипы в покрышку универсального типа.
Цель смены покрышек посезонно — обеспечение безопасного движения. Не стоит пренебрегать данной обязанностью, ведь речь идет не о пятистах рублях штрафа, а о жизни людей.
С наступлением зимы дорожное покрытие ухудшается (из-за обильного снега, льда и прочих факторов), что негативно влияет на сцепление автомобиля с трассой и, соответственно, управление им.
Сегодня существуют специальные зимние шины, обладающие протекторами, а в некоторых случаях — шипами, что значительно улучшает сцепление с дорогой в холодное время года. Следует разобраться, когда менять по закону зимнюю резину на летнюю.
Вероятность запрета шипов
Зимнюю резину производят как шипованную, так и нет. Каждый водитель выбирает ту, которая ему больше подходит, опираясь на личный опыт вождения. Шипы позволяют добиться в непростые зимние условия лучшей сцепки с дорожным покрытием. Но насколько безопасно эксплуатировать шипованную резину летом? Большинство производителей шин настоятельно не рекомендуют подобные эксперименты. И не зря. Вот только некоторые последствия такой мнимой экономии:
- летом зимняя резина не обеспечит должную сцепку с дорогой, особенно в дождь;
- транспорт хуже поддается управлению;
- значительное увеличение тормозного пути;
- высокий износ шин.
Основываясь на подобную информацию, технический регламент 2011г установил следующие правила:
- шипы запрещено использовать в календарные летние месяцы;
- комбинировать на одном транспортном средстве разные варианты зимней резины недопустимо. То есть нельзя установить колеса и с шипами, и с липучками на один и тот же транспорт;
- установлено максимально число шипов – 60 на погонный метр для шин, которые произведены после 1.01.2016г.
Штрафных мер за нарушение регламента эксплуатации пока нет. Поэтому наказаний за шипованную резину летом не будет. Но это касается только тех стран, которые входят в Таможенный союз. Знак «Шипы» нужен и его отсутствие все еще подразумевает штраф в 500 рублей, если автомобилист передвигается на транспорте с шипами.
Какие санкции предусмотрены за неправомерную эксплуатацию покрышек?
Попытка принять законопроект, регулирующий этот момент, провалилась. Остался только Техрегламент Таможенного союза. Он предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей за отклонение от нормы использования типа резины, которая не соответствует сезону. При условии, что водитель попадается второй раз – сумма взыскания увеличится до 2000 рублей.
Сегодня сотрудники ГИБДД могут составить протокол административного правонарушения по статье 12.3 часть 1. Согласно ей углубления на протекторе зимних шин должны быть не менее 4 мм, а на летних – 1,6 мм. Требования к сезонности в статье не указаны.
Чтобы выписать штраф, сотрудники ГИББД должны предоставить подтверждения нарушения автоводителем Техрегламента. Присутствие на протекторах нарисованной снежинки или знаков “M+S”, “M&S”, “M S” свидетельствуют о принадлежности шин к зимнему варианту. Отсутствие такой маркировки не позволяет им применить штрафные санкции.
Хотя езда на зимней резине летом запрещена, штраф по закону не предусматривается. Есть ряд правил применения шин, согласно Техрегламенту, которые влекут за собой выписку взыскания. Это:
- глубина протектора, не попадающая в пределы нормы;
- повреждения, отслоения, прорези в покрышке;
- несоответствие индексу скорости;
- использование разных шин;
- установка резины с шипами и без шипов одновременно.
За эти несоответствия работники ГИБДД могут спокойно составить админпротокол на автолюбителя.
Хотя штраф за зимнюю резину летом 2019 года не предусмотрен, водителям стоит беспокоиться о своей и чужой безопасности. Использование шин, которые не подходят по сезону, приводит не только к быстрому их износу, но и к различным ДТП. Поэтому, лучше всего, вовремя поменять покрышки и спокойно ездить. По Техрегламенту период смены резины определен в районе 15 апреля и 15 октября. В зависимости от региона эта дата может немного меняться.

Что говорит закон о штрафах за использование летней резины зимой
Закон РФ гласит, что каждый автомобиль зимой должен быть укомплектован соответствующими колесами. Причем этот закон был принят и вступил в действие уже давно. Однако в некоторых источниках сообщается о внесении изменений в действующее законодательство. С учетом поправок, четыре зимних колеса с шипами должны стоять на каждом авто в нашей стране с 1.11.19. В других источниках указана другая дата – 11.11.19. Чтобы удостовериться в правдивости этих данных и понять, есть ли штраф за летние шины, изучим некоторые данные.
Чаще всего распространение информации происходит через «Вайбер», «Телеграмм» и «Вотсап». Однако сведения, которые поступают через эти мессенджеры, невозможно проверить, ведь законодательных документов там нет. Авторы сообщений дают отсылку к изменениям в Правилах дорожного движения, которые вроде бы позволяют работникам ДПС выписывать штраф за летнюю резину.
Какие слухи ходят об особенностях внесенных поправках:
- выписывается штраф с 1 ноября за летнюю резину, если на машине не установлены зимние колеса с шипами (в других источниках указана другая дата 11.11.19);
- работник ГИБДД может не выписывать штраф за летнюю резину, если водитель попался впервые, поскольку не каждый автовладелец знает о внесенных в закон поправках и успел купить комплект шин для зимы;
- закон обязывает автовладельцев монтировать покрышки, которые подходят по грузоподъемности и скорости машины.
Однако есть и другая информация о том, что водители неправильно поняли предписание поправок и никакой штраф платить не придется. Так, с 1.11.19 возможно использование зимней резины с шипами, но эта рекомендация не носит обязательный характер. При этом до того, как были приняты поправки, нужно было переобувать машину с 1 декабря.
Встречается и еще одна новость — новый закон вступил в силу 11.11.19, а водители будут обязаны установить зимние колеса с 1.12.19.
На самом деле данная информация недостоверна. Закон не обязывает водителей устанавливать зимние покрышки до 1 декабря, и штраф за летнюю резину, например, в ноябре, не может быть выписан. Кроме того, начиная с первого зимнего месяца на машине должна стоять зимняя резина, но не обязательно с шипами. Данные о том, что дата официальной переобувки была сдвинута на 1 или 11 ноября — ложные.
Обратите внимание на один важный момент
Даже если новый закон и был бы принят, штраф за летнюю резину – неважно, с ноября или с декабря – вам никто не вправе выписывать. Данное требование есть в Техническом регламенте, но в Правилах дорожного движения его нет
Поэтому Кодекс РФ об административных нарушениях, а именно в нем содержится список штрафов ГИБДД, не может ссылаться на данный нормативно-правовой акт, чтобы сделать штраф за летнюю резину правомерным.
Данное требование есть в Техническом регламенте, но в Правилах дорожного движения его нет. Поэтому Кодекс РФ об административных нарушениях, а именно в нем содержится список штрафов ГИБДД, не может ссылаться на данный нормативно-правовой акт, чтобы сделать штраф за летнюю резину правомерным.
Разберемся с характеристиками, которыми должны обладать зимние покрышки в 2019 году. Автовладельцы в России обязаны использовать резину для зимы в декабре, январе и феврале, однако это могут быть как колеса с шипами, так и липучка.
Важно! Передняя пара шин, так же как и две задние, должны иметь идентичные параметры. То есть должны быть одинаковые следующие характеристики:
- высота протектора;
- типоразмеры: радиус, ширина и профиль покрышки;
- марка и модель;
- грузоподъемность;
- индекс скорости;
- тип покрышек;
- рисунок протектора.
Какие именно нарушения попадают под возможную ст. 12.5 ч.3.2?
Совершенно не стоит думать о том, что раз законопроект отложен на неопределенный срок, то государство откажется от рассмотрения его в будущем. Закон отправили на доработку и вероятнее всего им продолжают заниматься. Те изменения, которые были внесены в первом чтении Государственной думой, предполагали следующие пункты:
- Штраф за шины не по сезону. Это как раз говорит о зимнем периоде и применении совершенно непредназначенной для низких температур летней резины. Водители в этом случае должны ориентироваться на температуру и вовремя произвести замену.
- Штраф за шипы летом. Вероятнее всего это связано некоторыми рисками. Так, согласно рекомендациям ведущих производителей резины для колес автотранспортных средств, применение шипованных шин летом может быть довольно опасным делом. Потому как любая зимняя резина, хоть шипованная, хоть без шипов, имеет принципиально другой состав. Этот состав специально разрабатывается с учетом температуры воздуха, а также дорожным условиям зимой. Зимняя резина в разы мягче летней, поэтому в условиях лета и более высоких температур размягчается еще больше, что не лучшим образом сказывается на движении авто. Кроме того, шипы могут просто вылететь и нанести серьезное повреждение лобового стекла транспорта, движущегося позади. А это уже создание аварийной ситуации.
- В случае ДТП запрет на страховые выплаты. Это говорит о том, что водитель халатно отнесся к обеспечению безопасности движение, вовремя не заменил шины или колеса, что косвенно могло привести к аварии.
Но как говорилось ранее, законопроект пока отклонен. Можно предположить, что это связано с тем, что недостаточно четко прописаны все пункты, а также с различными климатическими условиями в регионах. Размеры страны такие, что для каждой ее части надо вносить коррективы.
Фото: pixabay.com
Судебная практика
Если автовладелец считается себя правым, то вначале ему желательно направить жалобу в Госавтоинспекцию с приложением соответствующих документов. И только после того, как в Госавтоинспекции проигнорируют поданную жалобу, автовладелец может обратится с исковым заявлением в суд в соответствии с ГПК РФ.
Если водитель был оштрафован за установленные автопокрышки на ТС не соответствующие сезону, то он вполне может рассчитывать на то, что дело будет им выиграно, так как законодательством не предусмотрено наложение взыскания за это.
Надо отметить, что на сегодняшний день судебная практика по данной проблеме невелика. А если учесть, что размер взыскания небольшой, многие автовладельцы оплачивают такой штраф, чтобы не возится с составлением иска, оплатой экспертизы и госпошлины.
В то же время, суды внимательно проверяют постановления ГИБДД за летнюю или зимнюю авторезину. В качестве примера может служить дело №12-98/2018 районной судебной инстанции Игрина Удмуртской республики, где был рассмотрен протест прокурора по поводу решения работника ГИБДД. Данное решение инспектора о наложении штрафа по ч.1 ст. 12.5 КОАП РФ за выезд на дорогу с установленными автошинами с недостаточным размером протектора было отменено.
Автовладелец обратился с жалобой в прокуратуру, после чего прокурор направил представление в суд об отмене штрафа, выяснив что замер высоты протектора осуществлялся «на глазок», что недопустимо. В результате обращения в суд, было вынесено судебное решение об отмене постановления о финансовом взыскании, отметив неправомерные действия инспектора ГИБДД.
Скачать судебное решение, doc.
Дополнительные примеры по финансовым взысканиям за зимнюю или летнюю авторезину можно выявить в общей базе судебных вердиктов ГАС «Правосудие».
О содержании законопроекта про зимние автошины в летние месяцы можно ознакомится, посмотрев видео.

(Видео: “Законопроект о зимних шинах летом”)
Как инспектор ГИБДД измеряет протектор
Для привлечения водителя к ответственности инспектор должен на месте оформить протокол, затем составить постановление. Наказание применяется только после измерения глубины протектора сертифицированным штангенциркулем или линейкой.
Если на резине есть индикаторы износа, используются их показатели.
При несогласии с протоколом водитель может оспорить его через руководителя ГИБДД или суд. Если было оформлено постановление, оспаривается оно, а не протокол.
Причиной для оспаривания может стать использование несертифицированных приборов для измерения глубины протектора, поэтому сразу на месте водитель имеет право потребовать сертификаты – их инспекторы обязаны предоставлять, равно как и служебные удостоверения. Отсутствие сертификата является основанием для признания постановления незаконным.
Если штраф за летнюю резину все же выписан?
Соблюдение этого правила является обязательным только при передвижении по снегу или по дороге, покрытой льдом.
Тем не менее, сегодня, за применение летних автопокрышек в зимние месяцы, взыскание законодательством не установлено, так что автомобилистам пока можно не опасаться. Однако, проект такого закона находится в Госдуме уже долгое время.
Каковы же особенности проекта?
Взыскание за применение авторезины не по сезону предусмотрено в ч. 3.2 ст. 12.5 КоАП РФ, где отображено, что при управлении ТС с несоблюдением требований использования автошин и колес, накладывается административное взыскание в сумме 2 000 рублей.
При этом, еще раз надо заметить, что на сегодняшний день документ имеет статус законопроекта, т.е. он пока в действие не приведен.
История этого законопроекта начата еще в ноябре 2016 года, когда его отклонили на неизвестное время.
В июне 2018 года законопроект был повторно рассмотрен Госдумой, однако, 06.06.2018 года он вновь был отклонен (Постановление Госдумы № 4157-7 ГД).
Поэтому, если взыскание за летнюю авторезину в зимний сезон все-таки выписано, то на такое решение можно подать жалобу в суд. Надо отметить, что судебные структуры довольно принципиально подходят к рассмотрению постановлений ГИБДД по взысканиям за внесезонную авторезину.
Нередко работники ДПС придираются зимой к автомобилистам, оформляя взыскание за «лысую» авторезину и предупреждая, при этом, шофера о ее демонтаже. Здесь работники ДПС ссылаются на ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. В названной статье отображены требования к зимним автопокрышкам, сходные с отображенными положениями в вышеназванном Регламенте.
Поэтому, работники ДПС, выявляя «стертые» зимние или летние автопокрышки, штрафуют автовладельца на 500 рублей, согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, с устным предписанием приведения колес в норму и рекомендацией замены летней резины на зимнюю, хотя законодательными нормами это не требуется.