Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Уровень ответственности

Доставка опасных грузов с одного пункта в другой может осуществляться автотранспортом, воздушными судами и поездами.
За каждым видом транспорта закреплены регулирующие правила перемещения ОГ:

  • транспортировка плавающим транспортом должна производиться по нормативам МОПОГ;
  • передвижение ОГ по водным маршрутам России требует соблюдения правил ВОПОГ;
  • поставка ОГ по воздушному пространству регулируется специальной инструкцией;
  • перемещение грузов по железной дороге осуществляется согласно «Правилам перевозок железнодорожным транспортом»;
  • транспортировка грузов по автодорогам осуществляется по нормам ДОПОГ (международное соглашение, закрепляющее нормы по перевозке ОГ по странам Европы).

Контроль за соблюдением требований ДОПОГ возложен на Организацию Объединенных Наций. Наряду с документацией, содержащей четкие правила, еще принят ряд ГОСТов по упаковке ОГ и их маркировке.

Классификация и маркировка опасных грузов

Опираясь на Европейское соглашение, ДОПОГ опасные грузы делит на несколько классов:

КатегорияТип грузов
Класс 1Легко взрывающиеся изделия и вещества
Класс 2Газы
Класс 3Жидкости, быстро воспламеняющиеся
Класс 4.1Поддающиеся воспламенению твердые вещества, продукты полимеризации
Класс 4.2Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 4.3Продукты, которые могут самостоятельно возгораться
Класс 5.1Окисляющие продукты
Класс 5.2Пероксиды органические
Класс 6.1Вещества токсичные
Класс 6.2Вещества инфекционные
Класс 7Материалы, излучающие радиацию
Класс 8Вещества коррозионные
Класс 9Опасные изделия и вещества

В этом же документе приводятся правила маркировки ОГ по классам. Некоторые из них делятся на несколько подклассов по степени опасности.

Опасные свойства перевозимых грузов должны отображаться на их упаковках или на самих грузах в виде маркировочных знаков. Основная цель маркировочных знаков заключается в быстром определении опасности груза и методов его погрузки/разгрузки, а также разделения. Поэтому все знаки имеют разную форму, символику и цветовое решение. В дополнение к знакам может наноситься надпись на английском и русском языках.

Например:

  • Класс 1.1 – «ВЗРЫВАЮТСЯ/EXPLOSIVES»;
  • Класс 2.1 и 2.2 – «ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ/FLAMMABLE GASES»;
  • Класс 2.3 – «ТОКСИЧНЫЕ ГАЗЫ/TOXIC GASES»;
  • Класс 3 – «ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ/FLAMMABLE LIQUIDS» и прочие.

Статья 12.21.2. КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных грузов

Ст 12.21.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 12.21.2. КоАП РФ:

1. Объектами правонарушений, предусмотренных статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из двух частей.

2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов.

3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае невыполнения установленных правил перевозки соответствующих грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (с изм. и доп.).

Перевозка опасных грузов должна осуществляться по маршруту, согласованному в необходимых случаях с ГИБДД МВД России, с оповещением об опасности груза (информационная таблица для обозначения транспортного средства, аварийная карточка), соблюдением правил разгрузочно-погрузочных работ и др.

Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь допуск к перевозке таких грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, информацию о свойствах перевозимых грузов.

4. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 – 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, п. 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях когда состояние и размещение груза не отвечает установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

5. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

6. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

7

С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности

8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?

Если при перевозке груза, относящегося к категории опасных, водитель не имеет при себе документов, разрешающих это сделать, первый же наряд ГИБДД станет окончанием пути транспортного средства. Водителю в таких случаях назначается как минимум штраф.

В законодательстве предусмотрена ответственность и для водителя, и для компании, организовавшей транспортировку, а также представителей организаций, которые являются ответственными за отправку данного рейса. Такое положение будет действительно и для междугороднего сообщения, и для транспортировки из одной страны в другую.

Судом может быть вынесен приговор и об уплате в пользу государства солидной денежной суммы, и о лишении свободы, поэтому водителям, перевозящим опасные грузы, следует со всей ответственностью отнестись к подготовке документов на груз.

Если при остановке машины, чей груз отмечен маркировкой «опасно!», представителям ГИБДД не будет предъявлено разрешение на провоз данного груза, в качестве наказания могут быть применены меры:

  1. Если шофер, перевозящий опасный груз, является частным лицом, его ожидает ответственность, предусмотренная ст.12.21.2 КоАП. За транспортировку груза, признанного опасным, необходимо заплатить штраф 2000-2500 рублей. В случаях, когда груз перевозится с наличием разрешающих документов, но правила транспортировки не соблюдены или соблюдаются не в полной мере, также вменяется штраф.
  2. При проезде на транспорте с грузом, отнесенным к категории опасных, не имея на то разрешения, водитель, являющийся должностным лицом, ответственность имеет иную. Согласно установленным ст.12.21.2 КоАП правилам, необходимо уплатить в штрафную копилку 15-20 тысяч рублей.
  3. Если опасные грузы перевозятся при отсутствии документов или с нарушениями правил перевозки груза, водитель – юридическое лицо оплачивает штраф 400-500 тысяч рублей.

Штрафы по статье КоАП распространены также на следующие типы нарушений:

  • нет документов, в которых подтверждено, что человек, управляющий транспортом с опасным грузом, обладает должным опытом и навыками для обеспечения его безопасности;
  • неправильно оформлены бумаги, в которых должно быть подтверждено, что данное ТС оборудовано в полном соответствии правилам – на его кузове должны быть размещены предупреждающие знаки, различные информационные материалы, подсказывающие действия в случае опасности, утечки содержимого, возможного взрыва.

При нарушении правил транспортировки опасных грузов отличия в следующем:

  1. при осуществлении транспортировки неверно, с недостаточным соблюдением правил, если ответственным является частное лицо, штраф составит 1000-1500 рублей;
  2. при совершении нарушений должностным лицом придется уплатить 5000-10000 рублей;
  3. если виновником является юридическое лицо, оно будет оштрафовано на сумму от 150-250 тысяч рублей.

Нарушения правил разными видами транспорта и ответственность

  1. Автомобильным транспортом – при нарушении правил транспортировки наземным ТС наказание для шофера определяется ст.12.21.2 КоАП РФ.

    Должны быть соблюдены правила относительно маркировки перевозимых материалов, класса опасности, разработан порядок действий при неожиданных ситуациях.

  2. Железнодорожным – при перевозках, осуществляемых данным видом грузового транспорта и не соответствующим правилам, наказание применяют в соответствии со ст.11.14 КоАП.

    Должны быть также соблюдены все правила маркировки на каждом вагоне, который перевозит опасный груз.

  3. Водным, или морским транспортом – допущение ошибок карается ст. 8.19 КоАП.

    В некоторых случаях административным штрафом отделаться не удается – судно могут арестовать.

  4. Воздушный транспорт – при допущении неточностей виновные наказываются в соответствии правилам, принятым для осуществления авиационных перевозок.

Особые требования к перевозке грузов могут создавать и органы власти определенной области, города, населенного пункта.

Штрафы за несоблюдение правил

Если нарушены нормативы, которые связаны с отсутствием необходимых документальных разрешений на транспортировку груза, к водителю могут применяться соответствующие санкции.

Если из документов в наличии только свидетельство ДОПОГ, к водителю или компании перевозчика будут предъявлены штрафные санкции в размере 1000 — 1500 рублей — для водителя, 5000 — 10000 рублей — для ответственного за перевозку, 150 — 250 тысяч рублей — для юридического лица.

Если нарушения касаются движения автомобильного транспорта по трассе, в том числе неправильной парковки, заезда или выезда на заправочную станцию и т.д., для водителей, ответственных лиц и юридических лиц предусмотрены штрафы в размере 2500, 20 тысяч или 500 тысяч рублей соответственно.

Если нарушение имеет более тяжелый характер, находящемуся за рулем грозит лишение прав на срок от 4-х месяцев до полутора или более лет.

У всех водителей, управляющих транспортом, в котором перевозятся опасные вещества или предметы, в наличии должен быть противооткатный упор, соответствующий по габаритам и весу автомобилю.

В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?

При неверном соблюдении правил перевозки ответственность может быть и уголовной. Информация об этом отражена в ст.189, 222, 247, 250, 254 УК РФ. Привлекаются к уголовной ответственности и водители, которые позволяют себе перевозить опасный груз в пьяном виде.

Особенно велика ответственность в тех случаях, когда допущенные нарушения послужили причиной аварий, происшествий. Особняком стоят действия, в результате которых погибли или пострадали люди. Для этого случая предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 2 до 9 лет. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия жертв в результате противоправных действий шофера, тяжести нанесенных увечий, количества пострадавших, а также от того, был ли летальный исход.

Если управляющий транспортным средством, замеченный в нетрезвом состоянии, ранее уже привлекался к ответственности в связи с данным правонарушением, а потом вновь попал в поле зрения надзорных органов по схожему поводу, он будет обязан заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Такое наказание может быть заменено на лишение свободы на 24 месяца. Подробную информацию можно найти в ст. 264.1 УК РФ. А само наказание выносит районный суд, согласно N 509-ФЗ от 27.12.2018.

Наибольшая ответственность за груз и его провоз в любом случае лежит на юр. лице. Транспортная организация целиком и полностью отвечает за все проблемы, связанные с доставкой груза, его безопасностью и оформлением документов для него. Любые инциденты оборачиваются серьезным материальным ущербом. Поэтому не удивительно, что все транспортные компании с большой ответственностью подходят к соблюдению требуемых мер безопасности.

Сотрудники компаний обязаны в надлежащем порядке проходить инструктаж, в котором имеются все правила провоза опасных грузов. Все же случаются и недоразумения, упущения, человеческий фактор порой играет достаточно неприятную роль. В результате проводятся судебные разбирательства и назначаются наказания виновным.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.

При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.

Каким законом регулируются

Международная и внутренняя законодательные базы активно регулируют процесс транспортировки ОГ, они дополняют друг друга. Перевозчики, которые пересекают границу с такой категорией багажа, учитывают еще правила того государства.

Главным международным документом является ДОПОГ. Это – результат Европейского международного соглашения, который регулирует правила повозки опасных грузов. Его заключили страны-члены ООН в Женеве в средине прошлого века.

Он представляет собой перечень европейских требований и разрешение на транспортировку одновременно. Без его наличия поездка с ОГ будет незаконной, а организаторы и исполнители будут наказаны согласно действующему законодательству.

Он представлен в виде таблицы, в ячейках которой содержатся предельные значения количества ОГ. Превышать эту цифру запрещено.

Все материалы также делятся на 4 уровня опасности:

  • чрезвычайно опасные;
  • высокого уровня;
  • умеренный уровень;
  • низкий уровень.

Главным российским законом является КоАП. Он всесторонне регулирует процесс перевозок. Его статья 12.21.2 дает определения нарушениям по перевозке и регламентирует меры наказания.

Уголовный Кодекс РФ также регулирует процесс перевозки ОГ, который повлек за собой чрезвычайные последствия.

Шесть статей контролируют следующие правонарушения:

  1. Ст. 189 – регулирует незаконный экспорт и предоставление услуг компаний логистики без лицензии.
  2. Ст. 222 – касается незаконной перевозки опасного оружия.
  3. Ст. 237 – наказывает за неправильное хранение и утилизацию опасных отходов.
  4. Ст. 250 – регламентирует меры пресечения за загрязнение водоемов.
  5. Ст. 252 – предусматривает уголовную ответственность за экологическую аварию в морской акватории.
  6. Ст. 254 – выносит наказание за загрязнение земли.
    Уголовная ответственность предусматривает собой лишение свободы на определенный срок или штраф в крупном размере для тех, кто осуществил инкриминируемое правонарушение. Каждый вид транспорта также имеет собственные документы, это объясняется их спецификой. Наказания конкретного случая определяется при учете нескольких из них.

Какие грузы относятся к категории опасных

ОГ – это вещества и предметы, способные привести к большому ущербу для здоровья и жизни людей, оказать вредное влияние на живую и неживую природу, создать иные угрозы. Их классификация является международной, она сформулирована в Приложении к соглашению о перевозке таких грузов (ДОПОГ).

  • взрывчатка;
  • газы;
  • легко возгорающиеся жидкости;
  • быстро воспламеняющиеся вещества, находящиеся в твердом виде;
  • компоненты, имеющие свойство самовозгорания;
  • вещества, выделяющие горючие газы при контакте с водой;
  • окисляющиеся компоненты;
  • ядовитые и токсичные;
  • органические пероксиды;
  • инфекционные вещества;
  • радиоактивные;
  • едкие компоненты;
  • прочие.

Транспортировка опасных грузов регламентируется соответствующими законодательными документами, принятыми на государственном уровне. Согласно таким документам, к опасным грузам или ОГ следует относить все те, что при перевозке могут быть опасными для окружающей природной среды и представлять угрозу человеческой жизни:

  • вещества;
  • газы;
  • жидкости;
  • материалы;
  • готовые изделия;
  • ядохимикаты;
  • отходы любых видов деятельности.

Их детальный список обязательно должен утверждаться в законодательном порядке Минтрансом нашего государства.

При транспортировке грузов, входящих в категорию опасных, должны соблюдаться определенные правила для соблюдения безопасности водителя и других лиц:

  • наличие информационных таблиц;
  • установленные знаки-табло, предупреждающие об опасности во время остановки автомобиля на дороге;
  • средства для тушения возгорания (огнетушители);
  • проблесковые маячки желтого либо оранжевого цвета для предупреждения об опасности для жизни (их активируют во время всего передвижения);
  • противооткатный упор (должен соответствовать характеристикам транспортного средства – его массе и габаритам);
  • необходимые приспособления для обеспечения безопасности груза при его транспортировке.

Ситуации, предполагающие уголовное наказание

В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:

  1. Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
  2. За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
  3. Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
  4. Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.

Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.

Ответственность за неправильную транспотировку

Следует отметить несколько способов, как могут наказать за те или иные нарушения при транспортировке любым из видов средств передвижения.

Наказания практикуются следующим образом:

  • наложением денежного штрафа,
  • конфискацией имущества – в частности это само транспортное средство,
  • лишение прав и допусков к управлению тем или иным ТС в течение конкретного периода времени,
  • наказание в денежном выражении определенных категорий лиц – физических, должностных, уполномоченных нести ответственность, юридических.

Достаточно отдельно рассмотреть каждый вид перевозок (транспорта), чтобы понять, насколько отличимы требования и штрафы за их нарушения между перевозкой поездом или автомобильными дорогами.

Автомобильным транспортом

Перемещение ОГ автотранспортным средством подразумевает соблюдение своих мер безопасности и правил.

Одним из них является надлежащая маркировка груза, указывающая не только, к какому типу принадлежат перевозимые материалы или вещества, но также и каков класс опасности им присваивается и как с ними следует обращаться на случай инцидента.

Знаки должны наноситься как на упаковку, так и само транспортное средство, что перевозит груз.

Стандартны расположения и обозначений заключаются в следующих деталях:

  1. В каждой машине просто обязаны наличествовать:
    • огнетушитель (применяется портативная модель для тушения очагов возгорания в районе двигателя и иных агрегатных систем) – минимум 2 шт.,
    • песок в мешке (или мешках, если позволяют параметры машины),
    • ведро,
    • лопата (допускается небольших размеров).
  2. Светоотражательные таблички с маркировкой «Опасный груз» должны быть оранжевого цвета и устанавливаться по перпендикуляру автомобильной оси.
  3. В случае с автоцистернами такие таблички устанавливают по ее бокам.
  4. Номер опасности таблички имеет идентификационный характер и состоит их следующих атрибутов:
    • в случае с обозначением цифрой 2 – опасность выделения газообразных веществ,
    • при случае с 3-й на указателе – жидкость либо газ может воспламеняться,
    • 4 – твердые вещества имеют опасность воспламенения,
    • 5 – вещество способно поддерживать горение или окислять,
    • 6 – яды,
    • 7 – вещества, состоящие в группе радиоактивных,
    • 8 – вещества, провоцирующие коррозийные процессы,
    • 9 – есть риск самопроизвольно бурно реагировать каким-либо образом – выделением газов, ядовитых паров, тлеть и прочее.
  5. Если вышеобозначенные цифры удваиваются, значит, степень опасности следует понимать усиленной.
  6. Если перед номером таблички будет стоять буква «Х», это говорит о том, что есть опасность при соприкосновении с водой, вещество может выделять яд или иные разрушительные признаки.

Все эти цифры обозначают одновременно и класс опасности груза. Помимо номеров маркировки, рядом с изображением класса опасности груза обязательно проставляют номер, который бы подсказывал, какие экстренные меры следует предпринимать на случай внештатной ситуации.

Маркировка упаковка опасного груза или его тара обязательно должна по бокам. Все обозначения при маркировке – таблички с классом опасности, номера по предупреждению чрезвычайной ситуации либо же манипуляционных мер – должны указываться на упаковке рядом друг с другом, а не быть разбросанными по всей коробке, емкости, канистре или цистерне.

Нарушения в подобных обозначениях также могут наказываться соответствующими штрафами. Ответственность несете не только сам водитель, но также и транспортная компания, где он работает и даже должностное лицо, которое уполномочено проследить за должной подготовкой к доставке серьезного груза.

В случае нарушений нормативом, связанных с наличием каких-либо бумаг, действуют следующие штрафы:

  1. Отсутствие иных документов, кроме свидетельств ДОПОГ (водительского и компании), наказывается суммами:

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий