Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе, всегда ли является нарушением

Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе в 2020 году

Наказание, при несоблюдении порядка проезда «зебры», если автоводитель не пропустил человека, идущего по «зебре» (на перекрестке, при повороте на перекрестке в любую сторону, или на любом другом участке) установлено в виде денежного взыскания, равного от 1500 до 2500 рублей (ст. 12.18 КоАП РФ).

Величина взыскания от наименьшего до наибольшего зависит от вида нарушения и от того, как часто автоводитель нарушает ПДД.

Так, например, если автоводитель нарушил правила пропуска пешехода впервые, не создав аварийной ситуации, то можно уговорить инспектора ГИБДД, чтобы тот ограничился предупреждением.

Если же подобное правонарушение совершено повторно, да еще и создана аварийная ситуация, то в этом варианте наказание будет более жестким, и будет приближаться к максимальной сумме взыскания.

в Москве

В столице за несоблюдение ПДД, выраженное тем, что автоводитель не пропустил человека, двигающемуся по пешеходной дорожке, назначается штраф в тех же размерах, что и в прочих городах РФ.

Обычно, такое нарушение происходит при обгоне других автомашин по «зебре», а это уже нарушение ПДД за которое автоводителя могут оштрафовать в Москве на 5000 рублей, или лишить водительского удостоверения на срок до 6-ти месяцев. При этом, совершив обгон и не пропустив пешехода, автоводитель будет оштрафован еще на 2500 рублей. В итоге за такое лихачество такому нарушителю придется раскошелиться на 7500 рублей.

в Санкт-Петербурге

Правила пересечения перекрестков с пешеходными дорожками в Санкт-Петербурге действуют такие же, как и в остальных городах РФ. Поэтому, при не пропуске человека, идущего по «зебре», автоводителю может быть наложено взыскание от 1500 до 2500 рублей, как и в прочих городах РФ.

с камер ГИБДД

Кроме этого, при использовании видео-фиксации процедура наложения штрафа помогает избежать от взяточничества. Камеры пока не научились брать взятки.

Установка видеокамер на перекрестках помогает разобраться в обстоятельствах, в случае нарушений ПДД и непропуске пешехода, идущего по «зебре». Поэтому, приходящие нарушителю «письма счастья», с прикрепленными фотографиями с места нарушения, могут стать неожиданным сюрпризом для автомобилиста. При этом, у автоводителей нередко возникает претензии к таким штрафам, опровергая совершение нарушений.

Величина взыскания за непропуск человека, зафиксированного видеокамерой такая же, как и при фиксировании такого правонарушения работником ГИБДД.

В РФ последние годы проводилось тестирование автоматической системы фиксирования правонарушений на пешеходных дорожках. Эксперимент осуществлялся в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград), а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).

Сегодня Росстандарт дорабатывает единые требования к дорожным системам фото-видео фиксации. Предположительно, видеокамеры способны допускать ошибку при определении номера до 5%, и камера сможет фиксировать 13 правонарушений, в т. ч. пересечение перекрестка с пешеходным переходом. После доработки требований, документ будет утвержден, и суды смогут рассматривать дела автоводителей, по обжалуемым штрафам с видеокамер.

Что должен знать и делать пешеход

На сегодняшний день права пеших граждан в рамках дорожного движения не изменились по сравнению с 2019 годом. Они также регламентируются главой 4 ПДД РФ.

Пешеход обязан соблюдать правила дорожного движения

В обязанности пешехода, согласно ПДД 2020 года, по-прежнему входит:

  1. Правило двигаться по тротуарам и обочинам. Идти по проезжей части возможно лишь в крайних случаях. Например, когда движение по тротуарам с грузом может представлять опасность для других лиц, передвигающихся пешком.
  2. Необходимость идти по проезжей части лицом ко встречному потоку движения. Исключением является случай, когда вы идете пешком и при этом тянете или толкаете велосипед, мопед или мотоцикл.
  3. Обязанность переходить дорогу строго в установленных местах.
  4. Соблюдать требования светофоров и регулировщиков.
  5. Уступать дорогу спец. автомобилям с включенными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками.
  6. Другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения.

Особо следует выделить предписание при движении в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами на одежде. Пока обязательное использование элементов необходимо только при передвижении не в населенном пункте.

Светоотражающие элементы на одеждеГраждане, которые заботятся о собственной безопасности, в темное время суток по личной инициативе могут оклеивать одежду специальными светоотражающими полосками. В темное время суток и при условии плохой видимости водитель может сразу не заметить человека, надевшего обычную темную одежду.

Как водители правильно должны пропускать людей на «зебре»

Чтобы не получить штрафа за непредоставление пешеходам преимущества в движении, нужно соблюдать правила:

  1. Перед «зеброй» водитель должен остановиться, если на ней уже есть люди, которые только начали движение или его завершают.
  2. Если перед «зеброй» автомобили, едущие впереди, снижают скорость, то и машины за ними должны притормозить.
  3. Если на светофоре начинается смена сигналов, автомобилисты должны подождать, пока люди завершат переход, и только потом начинать движение.
  4. Если на переходе затор, водители не должны на него выезжать.

Получается, что водители ТС должны пропускать пешеходов по ПДД. Во время движения автомобилисты должны внимательно следить за дорожными знаками, разметкой, перед «зеброй» тормозить, замечать на тротуарах людей, желающих перейти дорогу, оценивать скорость пешеходов, уже переходящих дорогу.

Штраф для пешеходов

Пешеходы такие же участники дорожного движения, как и водители. Следовательно, они несут такую же ответственность перед водителями во время перехода проезжей части.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 1.3, 1.5 и 1.6 ПДД

При несоблюдении данных пунктов Правил Дорожного Движения, пешеходу будет грозить штраф, на основании части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Часть 1 статьи 12.29 КоАП РФ

В том случае, если пешеходом была создана помеха в движении транспортных средств, то штраф уже будет иным.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ

А если из-за ошибок пешехода был причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, то штраф опять же будет увеличен.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Часть 2 статьи 12.30 КоАП РФ

Поэтому прежде чем переходить дорогу следует убедиться в том, что вы не препятствуете движению автомобилей.

Какие правила должен соблюдать пешеход

Вначале нужно уточнить, кто такой пешеход. Это понятие раскрывается в пункте 1.2 ПДД.

Пешеходами будут являться:

  • передвигающиеся с помощью коляски для инвалидов;
  • везущие возле себя санки, коляску, велосипед, тележку, мотоцикл или мопед;
  • катающиеся на самокатах, роликах и прочих средствах.

Список правил, которые обязаны соблюдать пешеходы, содержится в отдельном пункте 4 ПДД:

Передвигаться по специально предназначенным для них участкам. Речь идет о тротуарах, дорожках для пеших граждан и велопешеходных дорожках. Если их нет, идти нужно по обочине. Кроме случаев перевозки громоздких предметов и создания препятствий другим гражданам, передвигаться можно и у края дороги. Тогда следует идти навстречу двигающимся ТС. Если же человек просто ведет велосипед и т. д., движение будет обратным.
При передвижении ночью и плохой видимости обязательны световозвращающие элементы на одежде.
Пешая колонна до четырех человек передвигается в ряд по дороге по ходу потока ТС справа. Обязательны два сопровождающих: один находится позади, другой впереди. Днем они должны иметь флажки красного цвета, а в другое время или при недостаточной видимости — фонари. Группы из детей должны передвигаться под контролем взрослых и исключительно днем. Находиться они должны на тротуаре или дорожке для пеших граждан. На обочину выходят только в крайних случаях.
Желательно переходить на переходе. При отсутствии такового — на перекрестке вдоль тротуарной линии, обочины. При регулируемом движении перейти перекресток можно по диагонали, но по разметке (1.14.1 или 1.14.2). При отсутствии поблизости перекрестков или переходов дорогу можно перейти в другом месте, где нет разделительной полосы и ограждений. Движение должно быть видно во все стороны. Положения не действуют в зонах для велосипедистов.
Приоритетными для пеших граждан будут сигналы, подаваемые регулировщиком или светофором для пешеходов (в иных случаях руководствуются светофором для ТС).
Если пешеходный переход не регулируется, переход дороги (трамвайного пути) возможен, если навстречу не двигаются ТС или они на достаточной отдаленности, даже с учетом скорости приближения. Пересекая проезжую часть не на переходе, нельзя способствовать возникновению аварийной обстановки

Выходить на дорожное полотно нужно осторожно, в особенности из-за преграды (объекта, сооружения, транспорта): нужно заранее убедиться, что путь безопасен и транспорт далеко.
Недопустимо останавливаться, проходя дорогу или пути, когда это не вызвано обстановкой. По окончании перехода нужно воспользоваться для ожидания разделяющей потоки ТС линией или же остаться на островке.
При появлении ТС с проблесковыми маячками и слышимости сирены нужно отменить переход, если он не начат, или поскорей освободить проезд.
Ждать маршрутку или такси разрешено на специальных возвышенных относительно дороги площадках

В другом случае подойдет тротуар или обочина. Если на остановке для маршруток нет указанных площадок, на дорогу разрешено выходить только с момента остановки подъехавшего транспорта. При высадке из маршрутки на дороге задерживаться нельзя.
Если пешеход двигается к остановке через дорогу, ему нужно соблюдать правила, изложенные в пунктах с 5 по 8.

На повороте

Автолюбитель может быть оштрафован, если не пропустил пешехода или велосипедиста на повороте. Пешеход имеет преимущественное право, даже если:

  • ему уже загорелся красный свет, но он не успел дойти до края проезжей части;
  • перекресток не имеет разметки;
  • автомобиль едет по главной дороге.

Даже если автомобилю горит зеленый светофор, разрешающий поворот, но на перекресток вступил человек, водитель все равно должен его пропустить. Уступать не нужно только тогда, когда участок дороги не предусматривает пешеходного перехода, т. е. на нем нет разметки «Зебра».

Автолюбитель не получит штрафные санкции, если не пропустил человека на проезжей части там, где нет перехода. Но это не значит, что не нужно остерегаться людей на любом участке дороги, особенно там, где раньше была зебра. Ведь зачастую они идут там по привычке и могут создать проблемы не только себе, но и водителю.

В таком случае наказание можно получить только, если человек, вышедший на проезжую часть, оказался слепым и имел опознавательную трость.

Что касается прилегающих территорий, то аналогично зебре водитель должен уступить дорогу движущемуся пешеходу.

Рис 1. На зебре преимущественное право имеет человек, пересекающий дорогу

○ Что значит – не пропустил пешехода?

По определению ПДД РФ:

«Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или ) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.»

Если через проезжую часть не оборудован подземный или надземный пешеходный переход, а также отсутствует разметка или светофоры, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров и обочин. То есть, не по диагонали.

В 2016 году пешеходный переход может находиться и на трамвайных путях. Трамвай, как любое транспортное средство, обязан уступить дорогу идущему человеку. Однако не стоит терять головы и бросаться под движущийся вагон – из-за своей большой массы и сильной инерции тормозной путь трамвая намного длиннее, чем у любого другого средства передвижения.

В 2016 году изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД. Теперь вместо неопределенного выражения «пропустить пешехода» появилось четкое понятие «уступить дорогу».

Это словосочетание определенно объясняет, как именно должен вести себя водитель автомобиля: он не должен совершать никаких действий, которые вынудят других участников движения, имеющих преимущество, изменить свою скорость или направление движения.

Важное дополнение: в раннем варианте ПДД водителю предписывалось останавливать ТС в случае, если пешеход вступил на переход, даже если он двигался с противоположной стороны. В современной версии п

14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет

В современной версии п. 14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет.

При пересечении проезжей части пешеход должен четко обозначить свое намерение перейти через дорогу. «Зебра» — не прогулочная дорожка. Некоторые пешеходы почему-то приобрели ложное представление о пешеходном переходе как о месте, по которому можно фланировать, не спеша. Это не так.

Кроме того, водитель не обязан стоять у перехода, дожидаясь, пока пешеход, остановившийся у края «зебры» или под светофором, наболтается по телефону и, наконец, начнет движение. Но как только тот шагнул на проезжую часть и начал движение – нужно уступить и дать пешеходу возможность пройти на другую сторону.

Наказание водителя, проигнорировавшего обязанность пропустить пешехода

Ситуация первая. Человек за рулем не пропустил гражданина, пересекающего улицу на нерегулируемом переходе. Это же нарушение могло произойти на регулируемом переходе, когда совершался проезд под дополнительную секцию светофора. Во втором случае автомобиль поворачивает на свой, зеленый сигнал (левый, правый поворот), однако при этом пересекает переход и не пропускает переходящего по нему гражданина. Тогда водитель заплатит 1,5 тыс. руб. штрафа, если он не совершил наезд на пешехода.

Ситуация вторая. Имеется регулируемый переход. Перед ним остановился водитель, но пересек стоп-линию. Этим он создает помехи пешеходам. Штраф — 800 руб.

Здесь очень важно, было ли правонарушение зафиксировано видео- или фотокамерой. Такое доказательство водитель не сможет опровергнуть, придется платить штраф

При отсутствии подобной фиксации у водителя появляется реальная возможность опротестовать решение автоинспектора.

Но гораздо большей защитой для водителя остается его же собственная внимательность и бдительность.

Видео: Как избежать штраф за то, что не пропустил пешехода:

Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?

  1. При выезде автомашины с территории, находящейся рядом.
  2. При перемещении ТС в зону двора.
  3. При повороте ТС в любую сторону.
  4. Если человек пересекает улицу по обочине или тротуару, находящиеся на перекрестке.
  5. Если человек подходит к общественному ТС, но для этого ему надо пересечь дорогу.
  6. Если пешеход обладает плохим зрением, подавая сигналы автоводителю своей тростью.

В то же время, существуют обстоятельства, когда автоводитель не обязан уступать дорогу человеку, при отсутствии разметки «зебры». Это допускается:

  • При пересечении человеком дороги не на перекрестке. В этом варианте человек должен пропустить автомашину.
  • Человек не имеет права пересекать улицу, если он находится на встречной полосе, при ее наличии.

Ситуации, когда водитель обязан уступать дорогу

Согласно законодательству, если человек имеет преимущество при переходе дороги, но он не смог перейти ее из-за автовладельца, то водитель обязан оплатить штраф.

Инспекторы выделяют несколько ситуаций, в которых они имеют преимущество:

  1. На дорогах без специальной разметки, водитель обязан уступать всем людям, которые переходят проезжую часть или только вступили на нее. Эта ситуация является наиболее знакомой и чаще всего ассоциируется с административным взысканием за непропуск пешехода, однако она является не единственной;
  2. Если автомобилист поворачивает на перекрестке, он также должен уступить всем дорогу, включая автомобилистов. Этот случай является наиболее спорным и всегда вызывает много вопросов. Он обязан уступать независимо от того едет ли он по главной дороге или ему горит зеленый светофор. Единственным исключением является такая ситуация, когда владелец авто намерен проехать прямо.
  3. Если он выезжает или въезжает во двор, то он обязан уступить как всем машинам, так и людям;
  4. Слепые люди всегда имеют приоритет;
  5. Владелец авто должен уступать пешеходам, идущим к общественной остановке.

Пешеходы имеют преимущество при движении к остановке общественного транспорта

В этом случае, они имеют преимущество при одновременно выполнении следующих действий:

  • наличие остановки маршрутного средства;
  • люди идут к троллейбусу, автобусу или трамваю. Соответственно, если они выходят из него, то водители не обязаны уступать им;
  • пешеходы идут к троллейбусу или маршрутке со стороны дверей.

Выделяют два вида пешеходных переходов:

  • Регулируемые — имеют специальную разметку и действующий светофор.
  • Нерегулируемые — без разметок. Характеризуется неисправным светофором или его отсутствием.

Человек в неположенном месте

Непропуск пешехода в неположенном месте также сулит наказание. Хоть у людей, переходящих дорогу в неотведенном для этого месте, нет приоритета, хоть они сами нарушают правил движения, но автоводитель также будет признан виновным, если произойдет столкновение с человеком. И здесь могут быть две развязки:

  1. шофер нарушил какие-либо пункты ПДД, например, скоростной режим, выехал на встречку, автомобиль имел неисправности и пр. Наряду с основным нарушением будет и ответственность за травмы и увечья.
  2. водитель ничего не нарушил, но нарочно, чтобы проучить человека совершил наезд. То есть имел возможность, но не остановился/не увернулся. Такое поведение подразумевает умысел на причинение вреда здоровью или смерти, что преследуется уголовным законом.

А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.

Последние изменения в законодательстве

Вопросы безопасности на пешеходных переходах являются одними из самых обсуждаемых как на уровне экспертов, так и среди заинтересованных представителей общественности. Поправки в законодательство, касающиеся взаимоотношений водителей и пешеходов, принимаются достаточно часто: предыдущие изменения ПДД датированы 2014 годом, а уже в октябре 2017 года были опубликованы новые изменения относительно правил поведения на пешеходном переходе. Нововведения затронули:

  • определение пешеходного перехода;
  • правила обгона на пешеходном переходе;
  • порядок пропуска пешеходов на переходе;
  • порядок движения велосипедистов по переходу.

К определению пешеходного перехода теперь добавлена возможность его пересечения трамвайными путями, т. е. водитель трамвая теперь тоже должен соблюдать правила пересечения такого перехода. Пешеходу при этом следует помнить, однако, о повышенной инерционности трамвая, которая не позволит ему остановиться мгновенно.

Такой манёвр, как обгон, теперь на переходе запрещен: ранее запрет касался только случая, когда на переходе находился пешеход. Если один из автомобилей, подъехавших к переходу, уже остановился, то же самое должны сделать и остальные машины, иначе их действия будут расценены как нарушение правил.

Термин «пропустить пешехода» в новой редакции звучит, как «уступить место» и касается теперь, в том числе, и трамвайных путей. Водитель должен остановить машину в том случае, когда пешеход уже идет по переходу или когда он только ступил на него одной ногой.

Когда пешехода ждет уголовная ответственность

Степень тяжести наказания определяет вид ответственности пешехода.

Одно дело, если последствия незначительны: все ограничивается административной ответственностью. Другое — если нарушение правил дорожного движения пешеходом привело к тяжким последствиям. В таком случае виновнику грозит уголовная статья

Ответственность наступает только при неосторожном причинении вреда

Есть три варианта уголовного наказания по статье 268 УК:

  1. По части 1 (вред здоровью должен быть тяжким).

Тяжкий вред может быть следующим:

  • была создана опасность для жизни;
  • человек перестал слышать, разговаривать или видеть, утратил орган или его функцию;
  • женщина потеряла вынашиваемого ребенка;
  • вред повлек психическое расстройство;
  • было непоправимо обезображено лицо;
  • человек на треть или полностью потерял трудоспособность.

В этом случае ограничат свободу до трех лет, или назначат до двух лет работ, или арестуют на период до четырех месяцев, или поместят в тюрьму на период до двух лет.

  1. По части 2 (пострадавший умер).

При такой квалификации ограничат свободу до четырех лет, назначат работы на период до четырех лет, заключат в тюрьму на срок до четырех лет.

  1. По части 3 (умерло как минимум 2 человека).

Наиболее тяжкая квалификация, предусматривающая принудительные работы длительностью до пяти лет или тюремный срок продолжительностью до семи лет.

В процессе привлечения к ответственности или после назначения наказания пешеходов могут в судебном порядке заставить возместить имущественный ущерб, компенсировать вред, нанесенный здоровью пострадавших, и моральный вред. Потерпевший вправе возместить все понесенные расходы, направленные на восстановление здоровья. При потере трудоспособности также оплачиваются затраты на переквалификацию.

Отстаивание прав при неправомерном штрафовании

Если у вас возникли вопросы по поводу изменений в правилах в 2019 году или вы хотите оспорить выписанный штраф за то, что водитель не пропустил пешехода, обращайтесь к компетентным юристам. Так вы будете уверены, что разбор вашего случая на пешеходном переходе будет проведен грамотно.

Чтобы доказать собственную правоту и избежать штрафа, необходимо выстроить юридически выверенную линию поведения во время составления протокола. Наиболее эффективная последовательность действий выглядит следующим образом. Водитель должен:

  • Попросить дорожного инспектора представиться, предъявить удостоверение и четко назвать причину остановки.
  • Найти фото или видеофиксацию дорожного инцидента . Если таковых нет или они очевидно указывают на вину другого участника дорожного движения, можно начинать думать, как доказать свою невиновность на уровне начальника подразделения ГИБДД.
  • Провести беседу с пешеходом и попросить занести его показания в протокол. Если вы не могли уступить дорогу из-за препятствий, которые он сам и создавал, потребуйте разъяснений ситуации с правовой точки зрения у дорожного инспектора, а затем привлечения к ответственности и второй стороны.
  • Указать в протоколе смягчающие факторы, которые способны уменьшить штраф за то, что не пропустил пешехода: затрудненный обзор из-за плохих погодных условий, рекламный щит с откровенным содержанием, неисправный красный или зеленый свет светофора, участок дороги со спорным приоритетом движения.
  • Приложить запись видеорегистратора, которая подтверждает, что пешеход пересекал проезжую часть с непредсказуемой скоростью и/или маневрами, что и стало причиной его непропуска на зебре.

На дороге водителя поджидает масса ситуаций, которые иногда требуют нарушения ПДД для сохранения собственной и безопасности других участников дорожного движения

На эти факторы нужно обращать внимание регулирующих органов, чтобы отстоять свою правоту и избежать денежного наказания. Кроме того, существуют нюансы в правилах, которые можно трактовать двояко

В таких случаях штрафы намного чаще «вешаются» на водителя, так как инспекторам предъявить вину автомобилиста проще, чем пешеходу. Оспорить примененные санкции за непропуск пешехода легче при наличии профессиональной юридической поддержки. Опытные специалисты всегда готовы помочь разобраться в сложившейся ситуации и грамотно построить схему защиты, чтобы отменить неправомерно назначенный штраф.

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход — полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть — «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).

Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 — 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Наезд на участника дорожного движения

Авария на стационарном переходе всегда рассматривается в пользу пешехода, имеющего приоритет. При наезде водитель может понести различные виды ответственности. Гражданское наказание подразумевает материальное возмещение ущерба пострадавшему гражданину. Если претензии со стороны пешехода отсутствуют, то ГИБДД закрывает расследование.

Административное наказание накладывается вне зависимости от желания пострадавшего. Водитель, получивший протокол о наезде, выплачивает штрафы:

  • при незначительном вреде штраф составляет 2-5 тыс. рублей или лишение ВУ на полтора года. Степень ущерба здоровью устанавливает медицинское освидетельствование пешехода;
  • при нанесении травм средней тяжести штраф составляет 10-20 тыс. рублей или запрет на вождение на два года.

Уголовная ответственность наступает за причинение травм, угрожающих жизни граждан. За нанесение пешеходу ущерба, сделавшего его инвалидом или при тяжелых последствиях для здоровья, наказание предусматривает социальные работы, арест или лишение прав. Если водитель сбил пешехода насмерть, то наказание за уголовное преступление включает в себя: лишение прав, исправительные работы на 4 года или заключение до 7 лет.

Если произошло нарушение правил на переходе и камера зафиксировала факт, то водитель получает постановление по адресу регистрации.

Служба судебных приставов обладает широкими полномочиями. Недобросовестного водителя, уклоняющегося от платежей, могут принудительно заставить заплатить задолженности. Арест банковских счетов, имущества, направление исполнительного листа на работу — это некоторые меры воздействия на лихача. Кроме материального воздействия, запрещается выезд за пределы страны, лишение права управления с долгом выше 10 тыс. рублей. Если при проверке на дороге водитель будет обнаружен в базе данных должников с таким размером задолженности, то его уведомляют о запрете передвижения.

При закрытии задолженности и пени, неустоек, гражданин вновь получает возможность сесть за руль автомобиля. Если открыто уголовное преследование по делу о наезде на пешехода, то рекомендуется обратиться за помощью к практикующему адвокату. Без получения юридических услуг, самостоятельно невозможно отстоять свою точку зрения в судебном процессе.

Какой штраф если не пропустил пешехода?

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-72-91 (Москва, Московская обл.)
+7 (812) 565-34-08 (СПб, Ленинградская обл.)
8 (800) 350 84 13 доб. 239 (Федеральный номер)

Консультация бесплатна!

Как ГИБДД фиксирует нарушения пешеходами

Зафиксировать нарушение пешехода может только представитель ГИБДД или другой законопослушный гражданин, ставший свидетелем нарушения (с помощью фото- или видеосъемки).

Поэтапно фиксация сотрудником дорожной полиции нарушения выглядит так:

  1. Определяется, было ли нарушение.
  2. Применяются меры, обеспечивающие производство (устанавливается Ф. И. О. и другие данные нарушителя).
  3. Собирается доказательственная база (свидетели, фото, видео).
  4. Оформляется протокол.
  5. На основании протокола рассматривается дело с вынесением постановления.

Пешеход в свою очередь вправе потребовать предъявить удостоверение, чтобы зафиксировать данные сотрудника. Сам же пешеход не обязан носить при себе документы, удостоверяющие личность. Конечно, злостного и невежливого нарушителя могут доставить в отдел, чтобы установить его данные. Но, как правило, записывают со слов. Уходить от сотрудника, идущего навстречу, не рекомендуется, так как могут приписать дополнительный штраф и за неподчинение законным требованиям.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий