Статья 84. административная ответственность за экологические правонарушения

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Загрязнение атмосферы путем выброса в воздух отравляющих веществ, повлекшее за собой тяжкие последствия.
Порча земли, которая повлекла значительное причинение ущерба природным ресурсам, животным и людям, проживающим на этих территориях.
Нарушение установленных правил охраны и пользования недрами земли, включающее незаконную добычу ископаемых или нарушение правил для их использования или строительства, наносящего необратимый ущерб окружающей среде.
Незаконная охота, направленная на причинение крупного ущерба или истребление популяций животных, птиц, а также производимая на территории заповедников или заказников.
Незаконная вырубка деревьев и кустарников, приведшая к исчезновению или к угрозе исчезновения отдельных видов.
Уничтожение лесных насаждений и массивов в результате неосторожного использования огня.

Что учитывается при выборе наказания?

Согласно ст. 4.1 Административного кодекса при назначении наказания для физического лица учитываются следующие факторы:

Характер правонарушения, совершенного виновным лицом, то есть учитываются опасность и последствия совершенного проступка.
Личность виновного

Размер денежных взысканий зависит от того, как ведет себя нарушитель: за хамство, угрозы в адрес граждан, находящихся при исполнении служебных обязанностей, наказание будет большим, а вежливое поведение человека, совершившего проступок, осознание им собственной вины будут приняты во внимание при определении меры ответственности.
Отсутствие ранее в действиях состава административного проступка, подлежащего реальному наказанию.
Материальное положение. В случае сложного финансового положения нарушителю могут назначить меньшую из возможных санкций.
Смягчающие (например, болезнь, несовершеннолетние дети) и отягчающие (например, алкогольное опьянение или хулиганские действия) обстоятельства.

Беременность относится к смягчающим обстоятельствам

Рекомендуемый действия для руководства организации во избежание наложения штрафа Роспотребнадзором

Официальная деятельность предприятия, несомненно, требует значительных затрат, списываемых с оборотных средств, что существенно снижает чистую прибыль владельцев компании. Однако никогда не следует забывать, что при работе организации в сфере обслуживания большого количества клиентов, дальнейшая его работа будет во многом зависеть от общественного мнения, которое, кроме цен на продукцию, складывается в результате уровня обслуживания и качества этой продукции или услуг.

Таким образом, всем предпринимателям и их контрагентам следует уделить особое внимание в области соблюдения санитарных, гигиенических и эпидемиологических нормативов, а также правовым нормам розничного товарооборота во избежание возможных проблем с органами Роспотребнадзора, стоимость решения которых может в итоге значительно превысить первоначальные вложения в бизнес с учётом соблюдения всех стандартов. В любом случае штрафы Роспотребнадзора имеют значительное превышение по суммам методов наказаний других властных структур

Как оплачиваются штрафы, выписанные Роспотребнадзором

Ввиду того, что Роспотребнадзор проверяет, как правило, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и почти никогда физических лиц, каждый из указанных лиц должен иметь расчётный счёт в банке, с которого и будет списана сумма штрафа в добровольном или принудительном порядке.

В случае неуплаты штрафа предприятием в добровольном порядке в специально отведённый для этого срок, представители исполнительной власти, имеющие право на получение доступа к счёту, блокируют сумму взыскания на счету предприятия, в результате чего к штрафу могут накладываться пени за просрочку в случае её определения. Если таковая отсутствует, то блокировка ложится заочно, и при ближайших поступлениях сумма таки будет заморожена. Для её разблокирования представитель бухгалтерии должен оплатить с оставшейся части счёта наложенное ведомством взыскание.

Сверка прайс-листа.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с КоАП. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования посвящена Глава 8 указанного документа.

По нормам административного производства к лицу могут применяться такие меры наказания, как предупреждение, штраф, изъятие или конфискация орудия преступления, лишение спецправа, предоставленного ранее лицу (например, на пользование определенными природными ресурсами или занятием предпринимательской деятельностью в указанной сфере). При этом выплата штрафа не освобождает виновных от устранения последствий нарушения.

Законодательство не содержит четкого определения административного правонарушения (в частности, в ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” оно отсутствует). Но в экологическом праве уже сложилось свое понятие данного термина за годы правоприменительной практики.

Административный экологический проступок – посягающее на экологический порядок противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность.

Основаниями для привлечения лица к административной ответственности являются наличие в его действиях экологического проступка, вина субъекта, наличие правовой нормы, которая устанавливает санкции за нарушения.

Административная ответственность наступает только за определенные экологические правонарушения. Ее субъектами могут быть любые физические или юридические лица. При назначении ответственности учитываются следующие правила:

  • она применяется строго в компетенции спецоргана или должностного лица;
  • предусмотрен строгий процессуальный порядок, подразумевающий сбор доказательной базы, составление протокола и рассмотрения дела и пр.;
  • применяются только взыскания по нормам КоАП;
  • допускается освобождение от ответственности при его малозначительности;
  • ответственность дифференцирована в зависимости от должности;
  • наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от возмещения вреда и пр.

Административная ответственность за экологические преступления наступает по следующим основаниям:

  • несоблюдение общих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (по ст. 8.1 КоАП);
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе сбора, накопления, обезвреживания, транспортирования отходов производства и иных опасных веществ (по ст. 8.2 КоАП);
  • вред, причиняемый недрам, землям и водам за порчу земель (по ст. 8.6 КоАП);
  • нецелевое использование земель (по ст. 8.8 КоАП);
  • несоблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (по ст. 8.9 КоАП);
  • нерациональное использование недр (по ст. 8.10 КоАП);
  • нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной зоне (по ст. 8.42 КоАП);
  • посягательства на воздух, лес и животный мир (по ст. 8.21 КоАП);
  • нарушение правил использования лесов (по ст. 8.25 КоАП);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 8.35 КоАП).

Например, за выброс мусора в лесу по ст. 8.1 КоАП придется заплатить штраф до 5 тыс. р. для физлиц, до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 200 тыс. р. для фирм и предприятий. При этом нарушителей могут привлечь к уборке леса.

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб.  либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Штраф за браконьерство по ч. 2 ст. 8.17 КоАП влечет штраф для граждан в размере 2-5 тыс. р. с конфискацией судна, должностных лиц – 20-30 тыс. р., юрлиц – 100-200 тыс. р.

Если незаконная охота привела к причинению крупного ущерба, осуществлялась с применением механических ТС или воздушных судов; была направлена против зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, либо производилась на особо охраняемой территории, то применяются нормы УК ст. 258. Такое деяние наказывается:

  • штрафом до 200 тыс. р.;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, экологические преступления – это широкий спектр правонарушений против окружающей среды, которые прямо влияют на жизнь и здоровье людей. За указанные деяния в зависимости от их масштаба и тяжести общественных последствий предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?

Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. При этом ранее совершённый проступок должен быть не каким-либо другим, а административным. При повторном совершении аналогичного проступка это служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания в случае привлечения лица к ответственности ранее и не истечении после этого проступка срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ.

За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в два раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.

Если, например, один и тот же человек был задержан за рулём в пьяном виде повторно во время движения автомобиля, то он должен будет заплатить уже в доход государства 50 тысяч вместо 30 тысяч за первое нарушение. Кроме этого, его могут лишить прав на управление машиной уже не на 4–6 месяцев, а на 3 года. Но и это еще не все: при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей.

Таким образом, закон устанавливает минимальный и максимальный предел административных денежных взысканий для физических, юридических и должностных лиц. Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Методы контроля деятельности предприятий органами Роспотребнадзора

Контроль организаций, обслуживающих население, осуществляется на основании разного вида проверок, организуемых в разных структурах ведомства:

Лабораторные исследования.

При проведении проверки и выявлении нарушений одного или нескольких пунктов подлежащих проверке статей закона предприятию назначается предупреждение, выписывается предписание на срочное устранение данных нарушений, а в случае обнаружения грубых недочётов предприятие подвергается штрафным санкциям, которые налагаются как в соответствии со статьями КоАП, так и исходя из внутренних принципов работы ведомства.

После проведения камеральных обследований инспекция приступает к обследованию помещения, осмотру оборудования, которое должно соответствовать по своим объёмно-планировочным характеристикам виду производственной деятельности, иметь необходимый набор инвентаря, аппарат, зарегистрированный в налоговом органе для проведения расчётно-кассового обслуживания, оформленные в соответствии с законом платёжные документы, путевые листы на транспортировку товара, а также пространство для возможности высказывания клиентами собственного мнения в отношении организации, и некоторые другие параметры, оговоренные законом «О защите прав потребителя». Техническое оснащение помещения также обследуется ведомством: проверяется исправность проводки, наличие энергосберегающих ламп, и т. д.

Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК

Уголовный кодекс прямо указывает, что помимо охраны прав и свобод граждан, их собственности и общественного правопорядка одной из задач человека является охрана окружающей среды.  Важность обеспечения экологической безопасности связана с тем, что во многом от чистоты почвы, воздуха и качества продуктов питания зависит здоровье граждан. Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

  • специальные составы;
  • смежные;
  • дополнительные.

Также можно различить два вида экологических преступлений: которые посягают на правопорядок в целом и на отдельные природные ресурсы.

Под смежными составами преступлений в области охраны окружающей среды понимаются деяния, которые имеют экологический состав лишь при определенных обстоятельствах. Они приобретают экологическое значение, лишь если при совершении противоправных действий нарушаются правила природопользования. Это, например, терроризм (ст. 205 УК РФ), нарушение правил противопожарной безопасности (ст. 219 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), хищение радиоактивных материалов (ст. 221).

Объект экологических преступлений – общественные отношения по вопросам использования природных ресурсов, обеспечения правопорядка при воздействии на окружающую среду, экологической безопасности населения, сохранения качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда и ее компоненты, продукты человеческой деятельности, воздействующие на природу.

Объективная сторона преступления может иметь форму действия или бездействия

Субъективная сторона может иметь форму умышленной или неосторожной вины (причинение вреда по неосторожности)

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Штраф за неуплату налогов физическим лицом назначается в том случае, если виновный не своевременно выплачивал налоги, а также в том случае, если он укрывал некоторую часть выручки, что в дальнейшем было выявлено уже в ходе очередной или же внеочередной проверки инспекции. Сумма такого штрафа будет определена в зависимости от размера неуплаченных налогов или же скрытой выручки.

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь статья 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции и состоит из 12 частей вместо 1, а Кодекс дополнен новыми статьями, содержащими по несколько составов административных правонарушений. Так введена ответственность по:

  • ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  • ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  • ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Статья 8.2.3 КоАП РФ — Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий