Обжалование
Процедура обжалования проходит в основном в досудебном порядке. Если разногласия не были решены, то налогоплательщик вправе обратиться с иском в суд для дальнейшего разбирательства.
Если от Налоговой службы, находящейся в регионе, где была подана жалоба, пришёл отказ, то плательщик может обжаловать его в вышестоящем органе, подав апелляционную жалобу. Вышестоящий орган обязан рассмотреть поданную жалобу в течение 30 дней. Если для вынесения решения будет необходимо сделать запрос на получение документов от региональной службы, то процесс может быть продлён ещё до 15 дней.
На основании полученных данных вышестоящий налоговый орган либо принимает жалобы, либо отменяет её. Помимо этого, может быть вынесено решение по изменению содержания жалобы или выдвинуто новое решение по требованию или его отмене.
Дата выявления недоимки
Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.
Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.
Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:
неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;
ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.
Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:
день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;
день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.
Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).
При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.
Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.
Порядок направления требования
Порядок направления требования определен п. п. 5 – 6 ст. 69 НК РФ.
Следует отметить, что эти положения НК РФ постоянно претерпевают изменения, причем на сегодняшний день в худшую для налогоплательщика сторону.
Ранее требование об уплате налога можно было передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. А если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, то оно могло быть направлено по почте заказным письмом. Поэтому при возникновении спорных вопросов при отправке требования заказным письмом по почте суды требовали от налогового органа представить доказательства вручения требования лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения спорного требования, как того требуют нормы ст. 69 НК РФ, уклонения налогоплательщика от получения требования либо невозможности его личного вручения (см., например, Определение ВАС РФ от 25 ноября 2010 г. N ВАС-15154/10 по делу N А78-8185/2009).
Все дальнейшие возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены лишь в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).
В настоящее время п. 6 ст. 69 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ и от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:
- личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
- направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ).
Как правило, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает, считая, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010). Судебная практика по такому ограниченному порядку вручения требования налогоплательщику находится в стадии формирования, однако можно выделить два основных момента, применимых и к настоящему порядку вручения требования:
1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 декабря 2008 г. N Ф03-5514/2008 по делу N А59-356/08-С19);
2) порядок направления требований об уплате налога и пени в добровольном порядке не может считаться соблюденным, если требования направлены предпринимателю заказной почтой по адресу, не соответствующему данным налогового учета (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 августа 2007 г., 23 августа 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2730 по делу N А04-7220/2006-14/760).
Следующим вопросом, заслуживающим внимания бухгалтера, являются срок направления требования и правовые последствия его пропуска.
Способы обеспечения исполнения обязанностей
Все эти действия по обеспечению исполнения обязанностей делятся на две группы:
- Ограничение.
- Общее применение.
К первой группе относятся такие действия, как:
- поручительство за налогоплательщика;
- внесение в залог имущества налогоплательщика.
Такие способы применяются, если задолжавшее лицо получило от налоговой службы отсрочку по уплате, рассрочку или налоговый кредит. Имущество либо поручительство будет считаться обеспечением исполнения данного налогового обязательства.
Ко второй группе относятся следующие действия:
- ограничение операций по счёту в банке задолжавшего лица;
- пеня;
- наложение ареста на имущество налогоплательщика.
Налоговая служба прибегает к таким методам исполнения обязательств в случаях, когда лицо не исполняет указанных требований. Наложение ареста на имущество налогоплательщика наступает только в случае, если на его банковских счетах, попавших под ограничения, отсутствует необходимая сумма для уплаты задолженности перед налоговой службой.
Налогоплательщик может использовать меру по залогу своего имущества для изменения сроков уплаты задолженности. В таких случаях, он может предоставить любое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, на которое может устанавливаться залог.
Что делать, если пришло требование из налоговой, можно узнать из данного видео.
Недостатки оформления
Недостатки при оформлении требования по уплате налога к налогоплательщику являются нарушением правил, которые будут являться основанием для подачи жалобы и изменением решения. К таким нарушениям правил оформления и доставки извещения можно отнести:
- отсутствие уведомлений со стороны налоговых органов о наличии задолженности у налогоплательщика, а также о начале процесса принудительного исполнения обязательств к нему;
- отсутствие минимального срока, который должен назначать налоговый орган для добровольного погашения задолженности плательщиком;
- нарушение условий по порядку вручения извещения с требованием.
Все перечисленные нарушения имеют весомое основание для обращения с письменной подачей жалобы в региональную налоговую инспекцию. Если одно из правил было нарушено, то будет принято решение, по которому условия требования будут изменены либо оно будет отменено вовсе.
Чем грозит просрочка по налогам? Узнайте из выпуска новостей.
Требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа).
Официальная часть.
Требование об уплате налога – специальная форма документа, на основании которого налоговый орган уведомляет вас о недоимке – неуплаченной сумме налога,
пени или штрафа, а также о необходимости уплатить указанную задолженность в установленный срок (ст. 69 НК РФ).
На сегодняшний день форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@. Выглядит документ вот так:
В «шапке» документа указываются реквизиты налогового органа, который направил требование, и реквизиты налогоплательщика, в адрес которого оно направлено. Проверяем, точно ли оно адресовано нам.
В табличной части требовании указываются:
- наименование налога (сбора, взноса), а также налоговый период, за который этот налог (сбор, взнос) должны были быть уплачены;
- сумму налога (сбора, взноса), подлежащую уплате по требованию;
- сумму начисленной пени по налогу (сбору, взносу), если она была начислена;
- сумму штрафа по налогу (сбору, взносу), если он был начислен;
- сумму процентов по налогу (сбору, взносу), если они подлежат уплате;
- код бюджетной классификации, на который необходимо произвести оплату;
- ОКТМО (до 2014 года ОКАТО) для перечисления по требованию;
- КПП обособленного подразделения, если налог (сбор, взнос), пени, штрафы, проценты уплачиваются обособленным подразделением;
- код налогового органа, в который необходимо произвести уплату (код инспекции).
Также в требовании указывается «Справочно» общая сумма вашей задолженности по всем налогам (сборам, взносам, пениям или штрафам) на дату
формирования требования. Сумма, указанная в этой части, обычно не совпадает с итоговой суммой в требовании. Чаще всего, «Справочно» вы должны
в бюджет больше, просто на оставшуюся сумму еще не сформированы и не направлены требования.
Далее указывается основание для направления требования на уплату – обычно это либо ваша отчетность (указывается регистрационный номер и дата представления
декларации или расчета) либо решение о привлечении/отказе в привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки (указывается номер и дата соответствующего решения).
В требовании обязательно должен быть указан срок на добровольное исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, взносов) по требованию. В соответствии со статьей 69
НК РФ «Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты
налога не указан в этом требовании». Обычно в этому пункте указывается конкретная дата. Если по каким-то причинам до этой даты вы не перечислите в бюджет всю задолженность
по требованию, налоговой орган приступит к взысканию этих сумм и принятию обеспечительных мер, о чем в требовании вас заранее предупреждают со ссылками на статьи 45, 46, 47, 76 и 77 НК РФ.
Требование об уплате может содержать:
- конкретные суммы недоимки по налогам, сборам, а также причитающиеся пени и штрафы;
- только суммы начисленной пени, при этом в графе «Недоимка» справочно будут указаны суммы налога (сбора, взноса), на который эти пени были начислены, со знаком «*».
Иногда налогоплательщику «приезжает» требование, в котором суммы недоимки, пени или штрафа равны «0». Это происходит, когда после направления требования, но до истечения
срока на его уплату изменилась обязанность – например, были отражены ваши платежи или была подана корректирующая декларация с суммой налога к уменьшению.
В соответствии со статьей 71 НК РФ в такой ситуации налоговый орган обязан направить уточненное требование с новыми цифрами. В абзаце 5 оборотной стороны требования будет указан
номер и дата первоначального требования, которое отозвано.
Налогоплательщикам, которые представляют отчетность в налоговые органы в электронном виде, такие требования направляются в электронном виде. При этом подтверждать получение
документа и отправлять квитанцию в налоговой орган необходимости нет – в отличие от иных требований (о предоставлении документов/пояснений) или уведомления о вызове,
за неполучение требования об уплате банковские счета не блокируют.